Уралрок сходил на рискованный концерт американских египтологов и удивился тому, как яростно сопротивляется растворению в мэйнстриме косушно-волосатое сообщество.
У больших экосистем и социальных институтов с теми, кто не собирается жить по их правилам, разговор короткий: ассимилируйся или умри. Большинство связанных с музыкой субкультур, бурно плодящихся в мире с середины прошлого века, предпочли первый путь, и глобальный шоу-бизнес украсил себя их элементами, как охотник украшает себя трофеями. Хиппи, панки, рок-н-рольщики, битники, любители высоколобого прог-рока и рок-опер, гранжеры, рэперы ходят среди нас незамеченными. И только метал-концерт вы безошибочно можете определить по внешнему виду его посетителей.
По самой распространенной легенде, современный металл, едва зародившись в бирмингемских и флоридских полуподвальных гадюшниках, в начале девяностых был убит гранжем, который и сам ненадолго пережил свою жертву. И жанры, главенствующие на глобальной рок-сцене, начали меняться с такой скоростью, что два соседних альбома одной группы звучат так, как будто их записали в разных эпохах.
Металл не такой. Вы можете включить сравнительно свежий альбом Anthrax или Slayer, и он будет звучать так, как будто его записали в 80-х. А чтобы услышать разницу между последними шестью альбомами Cannibal Corpse, придется очень сильно постараться. Металл – это чопорный Ватикан посреди крикливого интернационального Рима. В его пыльных башнях нет лифтов, и вам придется бесконечно идти по мрачным винтовым лестницам, чтобы на вершине пути оказаться пораженным его красотой. Он со всех сторон окружен кислотной средой, но не растворяется в ней.
И адепты этого Ватикана – эталон несгибаемости и стабильности. Среднестатистический металлист угрюм, волосат и интроверт, он, как в доспехи, закован в нашивки, обшарпанную косуху, камуфляжные штаны и берцы. В руке у него полтораха дешевого пива, на локте висит перебравшая боевая подруга – она раскрашена килограммом черной туши и черной помады. Все унижения металлист сносит, опустив глаза и, может быть, бормоча что-то невнятное обидчику. Вместе с тем, пройдет еще 10 лет, и он, скорее всего, останется таким же угрюмым и волосатым, и в косухе. И даже боевая подруга, наверно, будет при нем.
Но сейчас русские металхэды стоят на пороге, возможно, самого сурового испытания с тех пор, как Metallica постриглась, покрасила ногти черным лаком и записала Load. Редкий метал-коллектив сегодня долетит до середины России с гастролями, если вдруг в его текстах или поведении сумасшедший фанатик, облеченный каплей власти, заметит слова «бог», «Христос», «сатана» и «убивать» в неправильном порядке. Австрийцы Belphegor без проблем, сыграли концерт в Минске – столице страны, в которой батька приказал вместо зарубежных музыкантов гонять по радио картошку, а в России едва ушли дальше аэропорта Пулково. Хватило двух фриков с камерами, один из которых – вполне себе легальный помощник депутата Милонова. И все, тур по России для них окончен.
Конечно, все мы понимаем, что религиозный наброс – это лишь ширма, за которой скрываются разные люди, имеющие виды на кусок не сильно жирного пирога под названием «гастрольный бизнес в России». Но что там скрыто, это еще выяснять надо, а экзальтированный клоун с ментальными хоругвями – вот он, стоит прямо перед тобой. А это же прямо кейс из учебника для успешных диктаторов и тоталитарных режимов: есть общий для большинства представителей социума враг, он известен, а его действия однозначно воспринимаются как зло. И все эти «Народные соборы» с их нахрапом, провокациями и невесть кем данным телефонным правом только крепче объединяют волосатое братство, отменяя очередной концерт.
Эта мысль крутилась в моей голове, но я не мог ее сконденсировать, пока ее не высказал вдруг прямо со сцены «Телеклуба» Даллас из Nile. Сначала он сказал, что ничто их не могло остановить на пути в Екатеринбург (а факторов риска для них было немало), а потом – что очень круто видеть такое единство, которое нельзя разрушить ничем.
Гонения чему угодно добавляют значительный оттенок благородства и внутренней силы. Представляя, каково этим потрясающе талантливым и добродушным музыкантам ездить по стране, где на каждом углу сумасшедший Артюх может с ровного места плюнуть им в лицо и организовать ночь в полицейском гадюшнике, смотришь на них совсем по-другому. Видишь не поношенную футболку и бесформенные штаны с карманами, а железный дух и приверженность принципам. А в зрителях – не полупьяную потную толпу сисадминов с плохими зубами и жидкими усиками, а литую общность единомышленников.
Может быть, поэтому концерт Nile в «Телике» был куда огненнее тех выступлений, записи с которых можно найти на Youtube. Не имеет смысла потреково анализировать их сэт, потому что если на таких скоростях прослушал, как Карл или Даллас объявляют очередную песню, опознать ее просто невозможно. Возможно, сегодня это не самая быстрая группа в мире, но они уж точно знают, что хотят сказать своим творчеством. И говорят это так же громогласно, как говорили воспеваемые ими египетские божества.
Фото с сайта muzoik.ru
От редакции.
Имеем в сухом остатке от фестиваля Flaming Arts.
В Питере выступление Belphegor сорвано.
В Москве Belphegor таки отыграли с выключенным микрофоном, чтобы случайно не оскорбить какого-нибудь верующего, серой крысой пробравшегося на концерт.
В Екатеринбург разрешили прилететь одним Nile.
В Краснодаре шоу отменено полностью.
От таких финансовых ударов оправляются не все.
На Анатолия Артюха подано с десяток заявлений в петербургскую прокуратуру. И это правильно, потому что плеваться на иностранцев в общественном месте - не совсем нормативное поведение для гражданина страны, притворяющейся цивилизованной.
И мне интересно, почему организаторы Flaming Arts не озадачились охраной для музыкантов, ведь было известно, что "активисты" готовят демарши. Хотя не уверен, что это что-нибудь изменило по большому счету.
И еще мне интересно, сдержат ли слово все эти музыканты, что обещают приехать снова в Россию "всему назло".