До концерта Lumen 24-го ноября в Доме Печати остались считанные дни.
Фронтмен Тэм Булатов немножко пообщался с нами.
Как дела, ребята? Чем будете радовать на концерте?
Всё замечательно! Тур в разгаре, выступления отлично проходят. На концерте будем играть песни разных лет. Некоторые из них мы уже представляли в акустическом формате несколько лет назад. Для других это, в каком-то смысле, премьеры.
Чем бы вы занялись в Екатеринбурге в свободное время?
У меня брат живёт в Екатеринбурге. Редко видимся. С ним бы посидел поговорил. А ещё я до сих пор в «Ельцин-центре» не был. Разговоров много о нём. Нужно своими глазами посмотреть. Ну и есть у нас мечта – побывать в гостях на студии группы «ЧайФ». Очень интересно, как всё устроено.
Вы играли на зарубежных фестивалях? На каких хотелось бы?
Да, на маленьких. А хотелось бы на больших. В принципе, страна и название не играют роли. Больше состав участников интересует. С удовольствием бы выступили на любой рок-сцене.
20 лет – солидное время для коллектива. Глядя на другие коллективы в возрасте, порой кажется, что для них это стало какой-то обязаловкой, а отдыхать друг от друга и заниматься творчество они ходят по сторонним коллективам. Как вы справляетесь с этим?
У нас такой проблемы просто не стоит. Если и случаются какие-то сторонние проекты, то только от того, что мы много работаем, и у нас материала, который хочется реализовать, всегда больше, чем мы успеваем сделать в рамках группы.
Оглядываясь назад, какие интересные тенденции в отечественной музыке вы бы отметили? Я вот вижу, что 20 лет назад можно было получить за рэп от «четких» пацанов на районе, а сейчас он играет из каждой «девятки». А еще те музыканты, что 20 лет назад воспринимались как альтернативщики, сегодня суперпопулярные артисты – например, Ленинград, Little Big.
Для меня интересная тенденция – это появление невероятного количества музыкальных проектов. В любом жанре музыки теперь можно найти отечественных представителей. В любом поджанре и ответвлении кто-то что-то делал или делает сейчас. Диалектически количество обязано перерасти в качество. Поэтому с уверенностью смотрю в будущее российской музыки.
На злобу дня – этот год запомнится вспышкой молодежного «ультранасилия», тут и печальные события в Керчи, и ряд случаев, где группы подростков снимают для соцсетей свои жуткие преступления. Со всех сторон поступают экспертные предложения запретить рэп-баттлы, видеоигры, возродить пионерию. А вы как считаете – что делать, кого запрещать?
Нужно запретить запрещать. Социальные потрясения – это отражение экономического неблагополучия. Когда будут созданы условия для того, чтобы у родителей оставалось свободное время на воспитание детей, а не вот это бесконечное зарабатывание денег на выживание, вот тогда дети перестанут быть предоставлены сами себе. Это внутрисемейные дела. Нечего государству там делать. Экономикой займитесь – всё наладится.
А пионерия – это хорошо. Если она будет добровольной. Я сам из поколения последних пионеров. Нас учили быть хорошими людьми, в первую очередь, а вся эта идеологическая подоплёка, она просто объясняла, почему нужно быть таким: «У нас такое общество, где так принято. Поступай вот так и люди будут уважать тебя». Уберите слово «коммунизм» из программы, поставьте вместо него слово «добро» и будет классная организация. Пионер, будь пример! Во имя чего? Во имя добра.
Вам самим приходилось сталкиваться с цензурой? Тезисы типа «Ненавижу государство», «Пора становиться Че Геварой» сейчас очень легко выдать за экстремизм и преступление против народа.
Попытаться можно, но я уверен, что на филологической экспертизе всё развалится. Нет, мы с таким не сталкивались никогда.
Комментарии