Что первое приходит к вам в голову при словосочетании "современная поэзия"? Дима Птицами? Владимир Ток? Дима Олейник? Ванильные поэты для девочек 12+ - те, кого сейчас слушает страна. Но, среди этой "ванили" можно найти НАСТОЯЩЕГО поэта. Искреннего и честного.
Афиши его концертов не печатают на билбордах. Вы никогда не услышите его песни по радио. Однако весь андергаунд от столицы до провинции говорит на его языке. Его читают, слушают и цитируют. Алексей Валерьевич #Никонов - российский поэт и вокалист панк-группы «Последние танки в Париже».
Лёха Никонов родился в городе Выборге, Ленинградской области, на границе с Финляндией. В родном городе успел поработать журналистом в газете, откуда его, по словам самого Никонова, выгнали.
—Представляешь, какие статьи я там писал? Был выгнан с позором. Сейчас жалею об опусе «Мы проиграли войну», про ветеранов. Мне стыдно, да и бесполезно это было,— говорил он в интервью «МК Питер»
Вот уже на протяжении многих лет Лёха Никонов соединяет в себе два образа. Первый - поэт, вывернувший себя на изнанку, второй - бессмертный рок-герой.
На вопрос «Есть ли какое-то разделение между Лёшей-музыкантом и Лёшей-поэтом?» ответил его близкий друг - Дмитрий Порубов, вокалист группы Психея, с которыми #ПТВП записали несколько «фитов» и объехали пол страны в туре.
–На самом деле это всё очень запутано. Алексей у нас образованный человек, с опытом, очень глубоко знает историю искусства, историю музыки и много всего читает, понятно, что он позиционирует себя, как поэт. Но поскольку ПТВП уже 17 лет - музыка ему близка не менее. Это, несомненно, дополняет друг друга.
Личность Никонова и правда очень незаурядная и неоднозначная, но яркая. Стоит почитать пару его интервью и посмотреть, как он читает стихи. Конечно же, если вы достаточно много знаете о творчестве Лехи, то каждое его выступление автоматически превращается для вас скорее в некий арт-перформанс, в акт противоречивого, но важного и серьезного современного искусства.
С Лёхой мне довелось познакомиться в апреле 2014 года, когда он приезжал в Екатеринбург с творческим вечером, где представил программу "Свои и чужие". В рамках вечера были прочитаны лучшие Лёхины стихотворения, а так же произведения его любимых поэтов: Пушкина, Шекспира, Мартынова, Рембо, Бодлера, Маяковского, Данте, Родионова, Немирова, Марциалла, Мандельштама, Бродского и других.
Смутно помню, что было на тех чтениях. В памяти возникает лишь образ Никонова, построенный на контрастах. Лёха был в пиджаке, брюках и при галстуке. Со стороны это казалось не столько праздничным костюмом, сколько корпоративным дресс-кодом - словно он только-только из офиса, в котором занимает должность какого-нибудь менеджера. Снимая очки, Никонов взирал на зал мутными потусторонними глазами.
В то время как в тёмном зале происходило тоже что-то нереальное. Отторжение, граничащее с иступленным восхищением, восторженные аплодисменты, вперемежку с гневными выкриками из толпы...
–Я считаю, поэзия Никонова - смесь боли и протеста, – делится впечатлениями от увиденного и услышанного Вероника Пасечник. – Эти стихи вызывают сильные эмоции, а его слова режут, как бритва. Никонова, бесспорно, очень волнует положение дел в нашей стране. Не раз он обращается к этой теме в своих стихах и выражает свой протест. Да, слово протест самое подходящее слово к его поэзии. Он протестует против государства, людей вокруг и всего-всего, при этом сохраняя свои идеалы неизменными. Что касается музы, думаю, она есть у каждого поэта. Его муза - его наркотик. И в прямом смысле (он позволяет уходить от неустраивающей реальности) и в переносном (он, как и все поэты «сидит на игле поэзии»). По стихам Никонова становится понятно, что этот человек крайне много видит и понимает, от чего крайне несчастен. Его творчество - попытка донести до людей эту правду и выплеснуть свои эмоции.
Накануне мне удалось побеседовать со старейшим из молодых и современных промоутеров Екатеринбурга Евгением Никатовым. Человеком, который вот уже на протяжении нескольких лет является организатором Лёхиных поэтических вечеров и концертов ПТВП.
Расскажи, когда ты впервые увидел Лёху?
– Говорят, первое впечатление - самое сильное. Так вот первый раз я увидел Лёху в январе 2003 года на сцене питерского клуба Арктика. Музыканты играли яростный панк-рок, а он орал в микрофон что-то очень радикальное, но мало разборчивое. В перерывах между песнями читал стихи. А в конце выступления, зачем-то порезал себя лезвием, залив сцену кровью. Это, конечно, вызвало много вопросов у неподготовленного слушателя и зрителя. До этого я краем уха слышал о существовании некой группы ПТВП, но не слышал ни одной их песни. Ведь интернет был «по талонам». Наши проводницы по злачным питерским местам рассказали что «Последние Танки В Париже» играют спагетти-панк, а Лёха Никонов – это культовый поэт, наркоман и беспредельщик. Чуть позже, на кухне по ул. Стойкости, в районе станции метро «Проспект Ветеранов» мы на несколько раз прослушали аудиокассеты с образцами творчества ПТВП и Лёхи, и тогда мне впечатался в мозг наглый парафраз Янки Дягилевой («в нирване»), злободневное название альбома «гексАген» с его антипутинским пафосом и офигенный ремикс на кассете с красной обложкой, я не могу вспомнить, кто его делал, и что за композиция там была, но помню, что трек был настолько в традициях питерского рок-романтизма (тут я имею в виду ранние альбомы Кино, акустику Майка Науменко и альбомы БГ начала 80-х в первую очередь), что та кассета стала саундтреком той вылазки в Северную Столицу.
Когда появилась мысли организовать первые его чтения в Екатеринбурге?
– Достаточно сложно вспомнить. По-моему, это был год 2009. В Салюте в зале №1. Леха тогда сказал, что это лучшие чтения в его жизни!
Ты сам как относишься к его поэзии? Нравится?
– Безусловно, есть очень сильные стихи, есть и вода. Про «расстрелом командовал президент великой страны» - я считаю гениально. «Интервью с двумя неизвестными» - тоже. Про «сумку с двумя килограммами» - шедевр. Это из того, что могу вспомнить с ходу. Ну и про «любовь, которая просто кусок...», конечно, крутейшая фраза!
Считаешь ли ты, что за последние годы его стихи стали спокойнее? Взять в сравнение, например «Хватит пиздеть» (ноябрь 2002) и «Я жил между Пушкиным и Гаршиным» (октябрь 2014). Как ты думаешь, с чем это связано?
– Да, определённо. Стихи меняются. Взрослением, чем же еще. Как сказал Черчилль: «Кто в молодости не был радикалом — у того нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором — у того нет ума».
Надеюсь, Алексей не станет заложником своего образа.
Автор и интервьюер - Лена Кокс