Статья журнала «ШОУ-МАСТЕР». Материал: Анастасия Ягодина.
Наш сегодняшний гость - Олег Нестеров, лидер группы "Мегаполис", музыкант, продюсер, издатель. Под его руководством работают три успешных лейбла -"Снегири", "Легкие*! и "Ш2", А сам Олег с некоторых пор стал преподавателем Государственного университета управления(специализация "Продюсирование и менеджмент в музыкальном шоу-бизнесе").
Наш сегодняшний гость - Олег Нестеров, лидер группы "Мегаполис", музыкант, продюсер, издатель. Под его руководством работают три успешных лейбла -"Снегири", "Легкие*! и "Ш2", А сам Олег с некоторых пор стал преподавателем Государственного университета управления(специализация "Продюсирование и менеджмент в музыкальном шоу-бизнесе").
Ш. М.: В какой момент Вы поняли, что продюсирование - ваше?
Олег Нестеров: Я играл эту роль в нашем ансамбле. У нас не было ни продюсера, ни директора, и мне пришлось эту ношу взвалить на себя.
Я многим занимался - от пробивания клубов, от внедрения с образа "настоящего московского ансамбля" (эту "мантру" придумал я и об этом рассказываю на лекциях) до элементарного осмысления материала, который мы делали, в студии, каких-то манипуляций с ним.
"Мегаполис" - это своеобразная субстанция. Мы издавали пластинки, а какие-то силы и какие-то продюсерские знания во мне накапливались...
По большому счету я начал перестраиваться на эту волну с 1988-го.
И вот в 1995 году на гастролях в Краснодаре на одной радио станции ко мне подошла Маша Макарова, дала кассетку и сказала: "Послушайте на досуге". У меня до сих пор хранится эта кассета. И как только я в тот же вечер в плеер ее поставил, понял - это моя судьба! Этот проект мне нужно сделать, потому что в этом есть ПРАВДА! И моя жизнь, возможно, предназначена не только для "Мегаполиса", но и для того, чтобы являть миру такие вот проекты, помогать им прорастать.
С этого момента я начал работать как свободный продюсер. В компаньоны я взял своего коллегу из "Мегаполиса" и друга Михаила Габолаева.
Есть много продюсерских тандемов. Мы с ним работаем по классической схеме левого и правого полушария. Он обычно занимается технической стороной дела. Во время студийной работы он всегда сидит за пультом, отвечает за запись и т.д.
Звукорежиссер сидит за пультом, а продюсер (так в мире сложилось) всегда немного сзади. Потому что восприятие меняетется. За всем процессом обязательно нужно наблюдать со стороны. Это как у художника: нарисует мазок - должен отойти посмотреть.
Такое наблюдение со стороны и какие-то штурманские обязанности - они на мне. А функции пилота - на Михаиле. Все эти процессы требуют достаточно глубокого погружения.
Я не могу делать некоторые вещи, которые может делать он, у него, вероятно, слабее получается что-то, что могу делать я.
Я предложил ему проект "Маша и Медведи" во время каникул "Мегаполиса". Мы погрузились в работу, а когда головы подняли прошел год и "Любочку" пела вся страна!
Так я стал продюсером.
Олег Нестеров: Я играл эту роль в нашем ансамбле. У нас не было ни продюсера, ни директора, и мне пришлось эту ношу взвалить на себя.
Я многим занимался - от пробивания клубов, от внедрения с образа "настоящего московского ансамбля" (эту "мантру" придумал я и об этом рассказываю на лекциях) до элементарного осмысления материала, который мы делали, в студии, каких-то манипуляций с ним.
"Мегаполис" - это своеобразная субстанция. Мы издавали пластинки, а какие-то силы и какие-то продюсерские знания во мне накапливались...
По большому счету я начал перестраиваться на эту волну с 1988-го.
И вот в 1995 году на гастролях в Краснодаре на одной радио станции ко мне подошла Маша Макарова, дала кассетку и сказала: "Послушайте на досуге". У меня до сих пор хранится эта кассета. И как только я в тот же вечер в плеер ее поставил, понял - это моя судьба! Этот проект мне нужно сделать, потому что в этом есть ПРАВДА! И моя жизнь, возможно, предназначена не только для "Мегаполиса", но и для того, чтобы являть миру такие вот проекты, помогать им прорастать.
С этого момента я начал работать как свободный продюсер. В компаньоны я взял своего коллегу из "Мегаполиса" и друга Михаила Габолаева.
Есть много продюсерских тандемов. Мы с ним работаем по классической схеме левого и правого полушария. Он обычно занимается технической стороной дела. Во время студийной работы он всегда сидит за пультом, отвечает за запись и т.д.
Звукорежиссер сидит за пультом, а продюсер (так в мире сложилось) всегда немного сзади. Потому что восприятие меняетется. За всем процессом обязательно нужно наблюдать со стороны. Это как у художника: нарисует мазок - должен отойти посмотреть.
Такое наблюдение со стороны и какие-то штурманские обязанности - они на мне. А функции пилота - на Михаиле. Все эти процессы требуют достаточно глубокого погружения.
Я не могу делать некоторые вещи, которые может делать он, у него, вероятно, слабее получается что-то, что могу делать я.
Я предложил ему проект "Маша и Медведи" во время каникул "Мегаполиса". Мы погрузились в работу, а когда головы подняли прошел год и "Любочку" пела вся страна!
Так я стал продюсером.
Ш. М.: кого Вы. можете назвать своими учителями?
Олег Нестеров: Прежде всего это обладатель премии «Грэмми»,продюсер болгарского происхождения Владимир Иванов, который записывал пластинку "Мегаполиса" в декабре 1993 года на пыле Он тогда даже жил у меня, и мы практически были неразлучны. Разговаривали, работали в студии. И то, что я от него получил за эти короткие три недели, просто бесценно! Складывалось впечатление, что в студии он большую часть сидел в каком-то дремотном состоянии. Но в нужный момент он произносил несколько фраз, и вся работа волшебным образом организовывалась. Он мог абсолютно точно сказать, в какой момент я должен пойти и записать вокал и на какую песню...
Весь процесс он держал в руках, контролировал энергию, которой пронизана работа в студии, - и направлял наши действия очень точно.
Это был высший пилотаж, и я очень многое для себя понял
Ш. М.: Теперь Вы не только работаете, но и передаете свой опыт сту,дентам на продюсерском факультете Университета. Учить других - в какой момент появилась эта потребность? Раньше "шоу-бизнесу" у нас не учили? Пришло время?
Олег Нестеров: Все это витало в воздухе. Когда ко мне обратились предложением читать лекции, я решил попробовать. Освоился, и все оказалось достаточно легко. У меня две темы: Организация промо-кампаний то есть продвижение артиста. Вторая тема - рекординг в студии. Это опыт, накопленный в течение 5 лет работы и 10 лет продюсирования. Секретов никаких для тех, кто к этой теме готов, я даю просто бесценную информацию!
Ш. М.: Можно ли считать, что шоу-бизнес у нас сформировался и есть уже четкая программа, по которой можно учить, или все меняется?
О. Н.: Все меняется. Мы выпустили несколько групп, и судя по результатам все меняется в лучшую сторону. Знания становятся более структурированными. Конечно, в первую очередь это то, что мы как преподаватели совершенствуемся. Здесь все преподаватели - практики, и каждый достиг успеха по-своему.
Каждый из них имеет свой опыт, каждый работает в своей области, то, что применимо для поп-музыки, не очень подходит, имер, для хип-хопа или рока.
Ничего страшного, если отчасти одни и те же процессы будут трактоваться преподавателями по-разному. Преподаватель должен уметь объяснить свою позицию. А студент должен впитать первый путь, и другой, и третий...
От группы к группе, естественно, лекции немного меняются. Концепция остаётся, но время диктует новые условия, появляются новые возможности, что даже в технологии записи за последние три-четыре акценты сдвинулись,
Процесс становления шоу-бизнеса продолжается - это точно. И много, где не достроено. Например, у нас пока еще не развита нишевая дистрибьюция.
Есть на Западе крупные дистрибьюторы, которые работают с мейджорами. Есть поменьше. Они заняли свои позиции на рынке, естественно лоокти раздвинули и никого не пускают. Но любая ниша там очень хорошо отрабатывается. Пять процентов этно-эле-троники имеет свои лейблы, своих артистов, свои передачи. И, конечно же, свою дистрибьюцию. То же самое с другими не массовыми направлениями
У нас этого практически нет. Если эта цепочка нарушена, тяжело работать и нишевым рекорд-структурам. Есть, конечно, у нас крупный лейбл - «Богемия», есть хип-хоп, есть еще что-то. Но их должно быть больше, и они должны охватывать все ниши и все потребительские слои.
Ш.- М.: Прежде чем мы станем говорить о продюсировании, давайте разберемся с терминологией. Кто такой продюсер, менеджер, саунд-продюсер и т.д?. До сих пор эти понятия путаются. Как нынче учат?
О. Н.: Говорят, что продюсер - это человек, который отвечает "от и до" за весь процесс. А человек, который делает продукт в студии (в западном понимании - продюсер), у нас называется "саунд-продюсер". Далее - тур-менеджерихд,- Эта уже как бы помощники.
Хотя это, наверное, не совсем правильно. И некоторые киты называют себя менеджерами или кем-то еще. а не продюсерами Путаница продолжается до сих пор.
Но меня ни с какой стороны не уколешь: я и артист, и издатель, и продюсер... Я и организовывал общий процесс продвижения, и делал «звезду», и продуцировал альбомы. Я, конечно, и шнуры разматывал в свое время, и пробивал клубные концерты то есть "мой путь в шоу-бизнесе" долог и интересен. Зато многому научился на собственном опыте, и мне легче объяснять студентам все эти процессы.
Ш.- М.: Итак, продюсер. Что это за человек и какими качествами, по Вашему мнению, он должен обладать?
О. Н.: Продюсер - это элементарная частица шоу-бизнеса.
От него во многом зависит, как работают на артиста все остальные структуры.
Конечно же, он должен хорошо разбираться во всех фазах, во всех связях и во всех областях. Он должен организовать процесс так, чтобы артист не тратил себя на все эти беспорядочные связи.
Качества продюсера - это тема одной из моих лекций по "продвижению".
Прежде всего, это интуиция и умение "видеть невидимое" Продюсер должен уметь улавливать тенденции, понимать скрытые желания общества и овладевать его вниманием
Общество движется в какую-то сторону. И есть два пути Можно бежать за ним и клонировать успешные проекты. А можно забежать вперед, почувствовать и воплотить его скрытые желания. На лекциях я привожу в пример изобретение плейера.
Когда был придуман плейер, люди совершенно не догадывались, что это такое, какая это прелесть. Изобретатели объяснили: смотрите как хорошо! И общество с радостью его восприняло.
Концепция деятельности нашей компании - изобретение плейера, а не клонирование успеха! Мы никогда не будем делать клоны одного другого, третьего артиста. У нас все достаточно оригинально.
Когда продюсер решает взяться за какой-то проект, ему необходима абсолютная уверенность в правильности своего выбора. Если вас гложут сомнения, главный критерий - время. Нужно пожить с этим походить послушать, что подскажет сердце..."Никогда не вступайте в сражение, если не уверены, что победите!"
Продюсер должен обладать структурным мышлением. Мы живем в информационном обществе и испытываем колоссальные информационные перегрузки. Умение ориентироваться в этих потоках, отделять правильную информацию от ненужной совершенно необходимо.
Очень важное качество - коммуникативность. Нужно уметь найти правильный тон в общении с разными фигурами шоу-бизнеса. Потому что, скажем, типаж программного директора отличается от типажа лейбл-менеджера, продюсера записи, концертного директора, юриста и т.д. У них свои методы работы, даже свой сленг. И продюсер должен уметь общаться с ними. Как со слесарями автосервиса или строителями вы говорите на определенном языке, так и здесь. Только там это просто общение, а здесь - ваша работа Здесь вам нужно добиваться результата.
На лекциях я упоминаю "сталкинг". говорю про "искусство контролируемой тупости", которым владеют, например, колдуны. Они знают то, чего не знаем мы, но они живут среди нас, принимают те или иные обличия, соблюдают общепринятые законы и только в определенных случаях проявляют себя.
В этой ситуации шизофрения, например, - явное преимущество: чем больше в тебе типажей, тем лучше. Разные стороны характера получают возможность себя проявить в разных сообществах. И чтобы выжить в этой среде, нужно уметь поддерживайть, долгосрочные отношения
С артистом тоже нужно уметь правильно общаться. У него в процессе работы могут наступать моменты. Сначала ему кажется, что он никому не нужен, убедить его, что все будет хорошо.
Второй этап - когда артист добился успеха и его растаскивают по кускам. Он уже себе не принадлежит, у него деревенеют творческие мысли, он не может придумать песню. Мудрый продюсер заранее предугадывает это состояние, когда все еще хорошо, уже предупреждает: "Помяни мое слово -полгода с тобой произойдет то-то и то-то". И артист к этому готов и когда это действительно происходит, он воспринимает как должное.
На следующем' продюсер говорит: "Пройдет полгода, и ты меня спросишь: «Ты вообще Кто такой?» Артист. не верит: "Не может да ты самый важный человек в моей жизни!" Тем не менее время, и эта мысль закрадётся ему в голову. Но артист предупрежден, и эту мысль от себя гонит.
Это нужно знать и об этом, говорить. Далее Продюсер иметь склонность к инновации.
Я обычно привожу совет одного человека: "Не тратьте время на изучение рынка. Публика не осознает нынешних возможностей. Нам они ведомы".
Всегда нужно эти возможности искать и предлагать публике новое, о чем они не догадываются, - как с плейером.
Это дело фантазии.
В моей практике, например, есть ди-джеи Кругозоры. Это проект, где два старичка, которым под семьдесят крутят винил, танцуют и зажигают. Когда-то мы устраивали запись на «Мосфильме» под клип "Все не кончится старость" и их. Теперь о них сняли материалы почти все японские и европейские телеканалы, их выступления пользуются огромным успехом и очень хорошо оплачиваются, и вполне возможно, они попадут в Книгу рекордов Гиннеса как самые пожилые ди-джеи.
Это общество совершенно спокойно жило без этих ди-джеев, но мы их явили, они оказались очень востребованы. Тоже самое было и с "Машей и Медведями" и с Найком Борзовым, жил себе, играл в проекте "ХЗ", а мы сказали обществу: "Вот новый герой!" И общество поверило.
Продюсер не должен зацикливаться на какой-то одной модели бизнеса. Нужно постоянно меняться! И всегда параллельно со старым (старше трех лет) нужны несколько новых проектов...
Внутри компании независимый продюсер должен организовывать анализ рынка для успешной работы: рынок идей, рынок капитала, рынок талантов.
Проект может вырасти из идеи (как с Кругозорами) или из героя, к которому подводится идея (как Найк Борзов). Работоспособность - непременное условие для успешной дести. (не хотите работать на дядю 40 часов в неделю, вам придётся вкалывать 80 часов на себя".
Особенно подробно говорю о том, как важно правильное отношение к успеху и неудаче.
Черчилль говорил: "Успех никогда не бывает финалом!" Когда мы добиваемся успеха, это приводит к тому, что мы теперь должны всегда добиваться успеха! ! В то же время надо помнить, что успех -это главная причина неудачи.
Много лет успешной деятельности могут разрушить бизнес. Фанфары звучат, ваши акции падают.
Иногда нужно понимать, что чем больше ты потерпишь неудач, тем лучше. Потерпеть неудачу в начале жизни - это большое преимущество: набьешь себе шишек, зато многое поймешь.
К необходимым для продюсера качествам нужно отнести ответственность. Помимо всего перечисленного надо помнить, что основа отношений артист - продюсер - доверие и любовь!
Продюсер должен любить и понимать своего артиста, в противном случае кпд будет очень низким, и это будет просто каторжный для обоих.
Ш.- М.: Вот начинающий продюсер обнаружил или воспитал все эти необходимые качества, стал немного шизофреником немного параноиком, немного колдуном, полюбил своего артиста, уже создал продукт. Дальше этот продукт надо продвигать на рынке шоу-бизнеса, что в наше время непросто. Этому Вы и учите студентов..
О. Н.: Прежде всего, необходимо иметь представление о процессах, происходящих в обществе. Часть историков рассматривали историю человечества как историю информационного общества. Развитие его проходило не плавно, а скачкообразно, и каждый скачок происходил именно в то время, когда количество потребляемой информации увеличивалось в миллионы раз. Как только ввелась ась речь - первый скачок, изобрели письменность – второй. Сейчас живем при очередном скачке, который начался несколько лет назад. Меняются все законы, действительность сопротивляется и было бы неправильно пытаться загнать ее в старые рамки. Я ссылаюсь на книгу Александра Барда "Нетократия" и говорю о том, что мы живем уже не в капиталистическом, а в нетократическом обществе. В нем всего два класса нетократия, то есть сетевые сообщества (сетевые не от слова Интернет, а, скажем, клуб любителей бани или поли определенных клубов и т.д.), и консумериат - класс, который потребляет то, что ему навязывает реклама, телевидение и это и есть класс потребителей.
Деньги в нетократическом обществе не играют такой важной, как при капитализме. У нетократии свои ценности. Это более видно в западной Европе, менее - у нас. Наше общество еще не понимает, что богатство и счастье - это не синонимы.
Есть какой-то ограниченный список того, что можно купить за деньги: яхта, вилла, гоночная машина и т.д. Люди, которые чего-то достигли, накопили денег, почувствовали, что им становится скучновато. И им хочется окружить себя красивыми людьми, общаться с творческими личностями - это высший статус! И одна из задач продюсера эти две элиты свести и сделать их общение более счастливым.
Об этом тоже нужно помнить. Талант не должен идти за деньгами. В условиях нетократии деньги идут за талантом, а не наоборот.
Кроме того, важно понимать, что в условиях информационной насыщенности информационных перегрузок, миллиона происходящих событий самым ценным становится внимание! Если ты привлекаешь внимание - появляются и деньги, и все остальное. И прямая реклама во многих случаях становится неэффективной.
Я представляю внимание как функцию двух составляющих: по оси X - доверие (качество), по оси Y - узнаваемость.
Например, какой-нибудь гениальный монгольский музыкант, лучше всех в мире играющий на двухструнной балалайке, или джазовый суперпрофессиональный валторнист могут иметь максимум по шкале качества, но почти ноль по шкале узнаваемости, поэтому функция внимания стремительно приближается к нулю.
Обратный пример: пилоты «боинга», который врезался 11 сентября в небоскреб, имеют 100% по шкале узнаваемости, но по шкале доверия там ноль. И функция внимания тоже нулевая: никто не знает их имен!
И если исходить из того, что наше общество - нетократическое, мы получаем абсолютно четкие ответы на вопросы о том, как именно нужно продвигать ту или иную музыку. Это становится очевидным.
О. Н.: Для меня процесс продвижения - это прежде всего алгоритм. Алгоритм, в который можно включать какие-то новые условия и новые вводные, и все равно он будет работать.
Га«ему важен алгоритм? Потому что имеет значение, во-первых, порядок шагов, во-вторых, нужно понимать, что делать, если чего-то не произойдет, по какому пути надо двигаться дальше и т.д.
По существу, это та самая блок-схема, которую я рисовал еще будучи инженером электронщиком (блоки, альтернативы и т.д.). И в принципе всю работу продюсера можно дезинтегрировать до такого состояния, где принимать решения становится очень просто. На уровне "да-нет".
Ш.- М.: Как должен поступать наш продюсер, взявшись за проект? С чего надо начинать?
О. Н.: Все начинается с предварительного позиционирования: у тебя есть артист, ты в него уже поверил и должен как-то представить себе, чем он хорош и какой должна быть его аудитория. В этот момент мы можем только предполагать, доверять своим чувствам.
Дальше с артиста нужно "снять информацию".
Он поступает в распоряжение сотрудника промо-отдела или нанятого очень опытного журналиста, который в течение трех-четырех часов пытается вытянуть из него все, что можно. Обо всем: о детстве, о юности, о том, как писал песни, о том, что его дедушка украл золото и скрылся в 34 году, о том, что его плащ брал Башлачев на московский «квартирник», о том, что на паспорте он сфотографирован в наушниках от плейера и т.д.
Все эти дурацкие на первый взгляд вещи, и весь этот обширный поток пишется на диктофон. Здесь очень многое зависит от опыта и умения того, кто снимает информацию, потому что артист очень неохотно с ней расстается. Ему кажется, что все это совершенно не важно и не существенно.
Потом все это расшифровывается, и следующий этап - мозговой штурм и определение опорных точек
В нем участвует сам артист, человек, который с него снимал информацию, продюсер, лейбл-менеджер, PR-директор - одним словом, круг причастных людей. Это живая дискуссия, обмен мнениями, и часто бывает, что во время этой дискуссии кое-что еще с артиста «снимается».
Таким образом определяются три-четыре опорные точки, может быть. пять. Они характерны только для этого артиста, они яркие, они понятные. А чем ярче мы напишем об артисте, тем проще будет наш путь.
Но это еще не все.
Шоу-бизнес построен, конечно же, на контактах. У каждого есть какие-то знакомые.
И для каждого существует свой ресурс внимания. Например, я могу позвонить Эрнсту, скажем, раз в пять лет. И по очень важному поводу. И я знаю, что, если я позвоню, я буду выслушан. Кому-то можно позвонить три раза в год, кому-то - раз в неделю. Все это ранжировано. При этом каждый понимает свое место, каждый понимает свою ценность в глазах других. И этот свой ресурс я должен очень рационально использовать.
А для этого мне нужна "мантра" - я должен из этих опорных точек составить волшебное заклинание на 20-30 секунд, которое я в любом состоянии должен быть готов произнести. Скажем, на презентации я вижу фигуру, с которая созванивался бы месяца три. А тут мы идем навстречу друг другу с бокалами вина. И у меня есть полминуты на то, чтобы поздороваться и обменяться какими-то впечатлениями. И если я просто начну говорить о том, какой хороший у меня артист; то он от меня и уйдет к кому-то другому - я не достигну результата. А если я скажу эту волшебную «мантру», он, возможно, даже не поймет, но уже будет погружен...
И этой же «мантрой» должен пользоваться любой из тех, кто продвигает проект: лейбл-менеджер, сотрудники PR-отдела или агент, который будет говорить эти слова журналистам на первом этапе. Нет необходимости старательно описывать артиста и рекламировать его, достаточно иметь эту жесткую «мантру», которая часто повторяется. Если артиста характеризуешь разными словами и вразнобой, все умирает. Атак все собирается, и вокруг артиста образуется некое информационное поле.
Дальше необходимо составить план новостей.
Из всех наших опорных точек надо сгенерировать три-пять хороших новостей на будущее, (они будут использованы, когда развернется наша промо-кампания) и понять, в какой момент какую из них нужно запустить.
Информационные поводы - это богатство, которое мы должны копить.
Дальше нужно создать медийный профиль для нашего артиста.
Мы структурируем масс-медиа (мужские, женские, глянцевые ит.д.), расставляем их по значимости конкретно для нашего артиста. В результате мы четко знаем, какие издания нам нужны, и в каком порядке их нужно отрабатывать, и на кого больше свой ресурс тратить.
Конечно же, все они нуждаются в информации, наша задача проанализировать все тенденции журнала и точно понять, на каком этапе, в каком виде и в какой рубрике наш артист может появиться.
И только после этого мы можем начинать строить развернутый промо-план, в котором указываем приоритеты изданий, организуем это по времени и детально расписываем каждый шаг. План зависит от квалификации и фантазии его создателя, я студентам конкретных рецептов не даю.
К этому времени у нас, конечно, уже есть песня, выбранный нами сингл. Его нужно протестировать на радиостанциях, которые, по нашему мнению, основные для этого артиста. И у каждого продюсера есть личные отношения с ключевыми фигурами.
программными и музыкальными дир рами, и можно договориться предлоя послушать сингл, чтобы понять, под ли он для этой радиостанции.
Смотрим реакцию. Если отрицател - мы идем домой и выбираем следу сингл и т.д.
Если мы понимаем, что песня у нас не пойдет, наш алгоритм сразу же уходит …Это уже "категория В" - другой способ продвижения. Например, нишевое продвижение. Это основной способ продвижения артистов "Легких" (ни о какой ротации инструментальных композиций нечего и говорить) и частично для артистов "Ш2", которых трудно загнать в рамки формата.
Так вот, мы переходим на "категорию В” и начинаем отрабатывать толстые журналы, потому что толстые журналы, гламурные, тоже нуждаются в наполнении, но объекты массового вкуса им не нужны
Например. Алеша Пальцев (он же Алеша Мертвый) - герой «Кабаре Дидурова» 1990 года (а там были и Цой, и Троицкий, и Шендерович). И он - единственный, кого я знаю, кто сфотографирован на паспорте в наушниках от плейера и в кожаном плаще, который у него брал Башлачев. Этого хватает. Кого-то заинтересует Цой, кого-то Ди-дуров, кого-то наушники, кого-то Башлачев.
. Они пишут об изысканных вещах. Чем менее массовый, чем более нишевый, но яркий артист, тем больше у него шансов оказаться в таком издании.
Если же при помощи радио мы выбрали сингл, следующий этап -прийти на MTV опять же в каком-то неформальном ключе и спросить, стоит ли снимать на него клип. Если отношения неформальные можно заручиться поддержкой, что, будет хорошее видео, возможно ( вероятность 50x50), его поставят. Тем не менее вам могут сказать: "Даже не пытайтесь: это не наш артист!"
Конечно, как правило, ты сам часто понимаешь, но бывают такие пограничные ситуации, когда лучше посоветоваться.
Дальше начинаются поиски сценариста и режиссера, съемка видеоклипа. И вот несем готовый продукт на телевидение, либо они его ставят, алгоритм идет в одну сторону, если нет - в другую: мы ищем деньги в бюджете, чтобы проплатить эфиры. Составляем медиа-план по размещению! И несем его на центральное телевидение на региональные каналы и т.д.
Когда песня зазвучала - готовимся к старту. И незадолго до него делаем региональную рассылку на радиостанции. Сейчас это довольно просто: есть Pro-радио, есть мега-тал Топ-Хит.
И - на старт! На этапе максимального насыщения эфира вы должны выбрать время релиза.
В этот период плотность нашей информации должна быть максимальна. Используется все, что накопили, все наши договоренности и т.д. Все нужно подгонять под этот короткий промежуток времени. Обычно это недели две до релиза и примерно неделя после.
В этот период надо настолько насытить пространство, чтобы все начали думать, что без этого артиста жизнь будет бессмысленна!
Обязателен поиск информационных спонсоров, организация радийного на региональных станциях (хорошо бы заранее записанное обращение артиста к слушателям ) и т.д.
Определяемся с местом презентации попутно организуем сопутствующие концерты по клубам, чтобы как можно больше людей увидело твоего артиста на волне.
В этот момент пойдет максимальное количество и нужно этим пользоваться.
Особое внимание уделяется списку приглашённых на презентацию: приход или не тех или иных персонажей во многом может быть фатальным, ваш артист находится в своей среде, его выступление. Собственно говорю - потому, что в свое время Козырев пришёл на "Нож Для Фрау Мюллер", они зазвучали в эфире. Если бы он не пришел, этого не произошло бы!
По итогам мероприятия создать лист - кому из непришедших нужно выслать весь пакет материалов и кому нужно послать пластиночку, а лучше - пластиночку и какой-нибудь сувенир который бы как-то соотносился с этим артистом.
Разумеется, на этом работа не заканчивается, артиста нужно поддерживать и отслеживать пост-новости, работать дующим синглом, подводить итоги промо-отдела и т.д вот вкратце и все.
Ш. М.: Как неоднократно подчеркивали в разговоре, многое в шоу-бизнесе делается на личных контактах. А как быть будущим продюсерам, менеджерам у которых таких связей нет? Наверно студенты задают Вам этот вопрос?
О.Н.: Без этого никак нельзя. Нужно втираться в доверие правдами и неправдами. Если он учится в университете, там можно познакомиться с очень важными людьми, которые там преподают. По крайней мере визитка будет , и право на один звонок есть, пробивать обезличенно нельзя!
Ш.M.: Расскажите, пожалуйста, о продвижении различных проектов Ваших лейблов - "Снегири", “Лёгкие” и "Ш2".
О.H.: У нас есть проекты с большим бюджетом - тот же Найк Борзое, или Ундервуд, Лакмус. На этих проектах тратились большие деньги, клипы снимались и т.д. В основном эту продукцию можно соотнести с роком, и она издается на "Снегирях”.
Конечно, сражаться на поп-территории нам сложно. Мы никакой не холдинг, у нас нет медийных ресурсов, у нас нет нефтяных миллионов. Но в поп-областях тоже можно вести борьбу. Этим артистам жить нелегко, потому что еще песня не родилась у артиста, а под него уже ротацию забили.
Но если у тебя удивительная песня и удивительный артист, то, конечно же, на радиостанциях не дураки сидят, они прекрасно все понимают, тут они готовы подвинуться. Но! Твой артист должен быть на две головы выше конкурентов из этих музыкально-медийных холдингов.
Остальные наши лейблы - более нише-вые. Когда мы сделали «Легкие», а мы их сделали, когда к нам стала попадать эта волшебная чудесная электронная музыка, мы поняли, что музыка классная, но продвигать ее обычными методами нельзя, потому что клип на нее не снимешь, по радио она не зазвучит... А музыка классная!
Поэтому единственное, что нам оставалось сделать, это сказать всем, как это круто! Мы же эти вибрации получили! Теперь их должно было получить и общество.
И мы подключили к этому делу самых лучших на то время, с нашей точки зрения, артистов, объявили, что «Легкие» - это «счастливая музыка для счастливых людей», и добились своего.
На эту тему масс-медиа клюнули. Это явление обсмаковали, описали, и наши артисты стали очень модными и востребованными.
Там действительно совершенно другие процессы. Как правило, все фонограммы электронщики делают сами на своих домашних или каких-то других студиях, а мы получаем уже готовый материал фонограммы.
И наша задача, отработать максимально грамотно, чтобы донести этот проект до целевой аудитории. Любой бренд "прикармливает" своих потребителей, мы тоже прикармливаем своих. И определенная часть людей ждет каждого нового релиза.
В частности, это нам удалось с группой "Нож для Фрау Мюллер". Сугубо нишевый продукт превратился не побоюсь этого слова, в новую электронную "Руки вверх". Это был самый настоящий поп-продукт во времена их расцвета. И общество его с удовольствием проглотило,
То же самое, но только с небольшим налетом скандала у нас было и с "Ш2".
Когда мы сказали, что будем заниматься шансоном, все стали крутить пальцами у виска. Мы, чтобы как-то позиционировать свою нишу, назвали свой лейбл "Ш2" - как нечто отдельно стоящее, то ли левое, то ли правое крыло. •Альтернативный шансон, уличная музыка, современное кабаре» - вот как мы описали свою музыку.
К тому времени накапливалась усталость от пластмассового поп-рока, где было все меньше и меньше правды. Правда, она все равно рождается, в одном месте пропадает, в другом появляется. Она кочует из стиля в стиль.
В какой-то момент наметилась тенденция: в клубах стали появляться чУдные артисты, которые играли на непонятных инструментах, пели какие-то песни, совершенно не похожие на современные шлягеры. И песни пишутся этими артистами не для хит-парадов. Они, как это было до середины прошлого века, идут от сердца!
Это тоже нишевая музыка. Но если электроника передается из рук в руки или через сеть, то здесь, прежде всего, важно концертное пространство - клуб!
Единственное исключение - это Хоронько-оркестр. Я был продюсером этой записи. Мы сделали запись по старой технологии 50-х и записывались в Третьей студии «Мосфильма»
Ш.- М.: Какова структура вашей компании, сколько в ней работает человек?
О. Н.: Генеральный директор, генеральный продюсер, управляющий, который больше занимается тактикой: текущими делами, нюансами и т.д., нежели стратегией.
Каждый лейбл имеет лейбл-менеджера, который в свободном режиме управляет своим подразделением. Есть промо-отдел: который продвигает, другой пишет. Есть отдел производства, отдел продажи, офис-менеджер, секретарь, сетевой аадминистратор, человек, который занимается нарезанием музыки, сканированием фотографий, поддерживает нашу компьютерную сеть... У нас есть отдел спецпроектов, мы делаем все для рекламщиков, связанных с музыкой: соеставляем премиум-сборники, очищаем треки, делаем продакшн любой музыки для их роликов и т.д. Отдел существует уже два года и, конечно же поддерживает нашу компанию.
Кроме того, есть собственная студия Pravda Pro.
Ш.- М.: Какова степень Вашего личного участия на каждом этапе работы с вашими артистами? Говоря о «мантре», Вы отметили, что очень важно, чтобы ваши люди говорили только то, что нужно и не говорили лишних слов. Как вы контролируете этот процесс?
О. Н.: Мое личное участие - в большей степени как продюмер, а в меньшей степени - как генеральный директор. То есть это продвижение артиста, его репертуар, разработка каких-то генеральных линий. И контролируется практически каждый шаг!
Ш.- М.: Как это вообще возможно при таком объеме работ?
О. Н.: Сложно, но возможно, потому что мы стараемся все структурировать. Составляется маркетинговый план по каждому проекту. То есть это тот же алгоритм, расписанный по времени. Он немного меняется от артиста к артисту и согласуется с другими проектами на лейбле и с другими проектами на других лейблах.
Важно, чтобы процессы, которые мы организуем, не на накладывались друг на друга, чтобы все работало ритмично, и каждый понимал в какой стадии он находится, что ему нужно отработать на этой неделе по этому проекту, по другому... И если ему не нужно писать десять пресс-релизов на одной неделе, то, даже если он ведет одновременно по несколько дел, он от одного немножко отдыхает, занимаясь другим.
Ш.- М.: Вот бы этому научиться! На самом деле таким спо можно организовать любую деяткльность. Надеемся, что наши читатели, а не только будущие продюсеры почерпнули много полезного из нашей беседы!
Журнал «Шоу-Мастер».
Материал: Анастасия Ягодина.
Олег Нестеров: Прежде всего это обладатель премии «Грэмми»,продюсер болгарского происхождения Владимир Иванов, который записывал пластинку "Мегаполиса" в декабре 1993 года на пыле Он тогда даже жил у меня, и мы практически были неразлучны. Разговаривали, работали в студии. И то, что я от него получил за эти короткие три недели, просто бесценно! Складывалось впечатление, что в студии он большую часть сидел в каком-то дремотном состоянии. Но в нужный момент он произносил несколько фраз, и вся работа волшебным образом организовывалась. Он мог абсолютно точно сказать, в какой момент я должен пойти и записать вокал и на какую песню...
Весь процесс он держал в руках, контролировал энергию, которой пронизана работа в студии, - и направлял наши действия очень точно.
Это был высший пилотаж, и я очень многое для себя понял
Ш. М.: Теперь Вы не только работаете, но и передаете свой опыт сту,дентам на продюсерском факультете Университета. Учить других - в какой момент появилась эта потребность? Раньше "шоу-бизнесу" у нас не учили? Пришло время?
Олег Нестеров: Все это витало в воздухе. Когда ко мне обратились предложением читать лекции, я решил попробовать. Освоился, и все оказалось достаточно легко. У меня две темы: Организация промо-кампаний то есть продвижение артиста. Вторая тема - рекординг в студии. Это опыт, накопленный в течение 5 лет работы и 10 лет продюсирования. Секретов никаких для тех, кто к этой теме готов, я даю просто бесценную информацию!
Ш. М.: Можно ли считать, что шоу-бизнес у нас сформировался и есть уже четкая программа, по которой можно учить, или все меняется?
О. Н.: Все меняется. Мы выпустили несколько групп, и судя по результатам все меняется в лучшую сторону. Знания становятся более структурированными. Конечно, в первую очередь это то, что мы как преподаватели совершенствуемся. Здесь все преподаватели - практики, и каждый достиг успеха по-своему.
Каждый из них имеет свой опыт, каждый работает в своей области, то, что применимо для поп-музыки, не очень подходит, имер, для хип-хопа или рока.
Ничего страшного, если отчасти одни и те же процессы будут трактоваться преподавателями по-разному. Преподаватель должен уметь объяснить свою позицию. А студент должен впитать первый путь, и другой, и третий...
От группы к группе, естественно, лекции немного меняются. Концепция остаётся, но время диктует новые условия, появляются новые возможности, что даже в технологии записи за последние три-четыре акценты сдвинулись,
Процесс становления шоу-бизнеса продолжается - это точно. И много, где не достроено. Например, у нас пока еще не развита нишевая дистрибьюция.
Есть на Западе крупные дистрибьюторы, которые работают с мейджорами. Есть поменьше. Они заняли свои позиции на рынке, естественно лоокти раздвинули и никого не пускают. Но любая ниша там очень хорошо отрабатывается. Пять процентов этно-эле-троники имеет свои лейблы, своих артистов, свои передачи. И, конечно же, свою дистрибьюцию. То же самое с другими не массовыми направлениями
У нас этого практически нет. Если эта цепочка нарушена, тяжело работать и нишевым рекорд-структурам. Есть, конечно, у нас крупный лейбл - «Богемия», есть хип-хоп, есть еще что-то. Но их должно быть больше, и они должны охватывать все ниши и все потребительские слои.
Ш.- М.: Прежде чем мы станем говорить о продюсировании, давайте разберемся с терминологией. Кто такой продюсер, менеджер, саунд-продюсер и т.д?. До сих пор эти понятия путаются. Как нынче учат?
О. Н.: Говорят, что продюсер - это человек, который отвечает "от и до" за весь процесс. А человек, который делает продукт в студии (в западном понимании - продюсер), у нас называется "саунд-продюсер". Далее - тур-менеджерихд,- Эта уже как бы помощники.
Хотя это, наверное, не совсем правильно. И некоторые киты называют себя менеджерами или кем-то еще. а не продюсерами Путаница продолжается до сих пор.
Но меня ни с какой стороны не уколешь: я и артист, и издатель, и продюсер... Я и организовывал общий процесс продвижения, и делал «звезду», и продуцировал альбомы. Я, конечно, и шнуры разматывал в свое время, и пробивал клубные концерты то есть "мой путь в шоу-бизнесе" долог и интересен. Зато многому научился на собственном опыте, и мне легче объяснять студентам все эти процессы.
Ш.- М.: Итак, продюсер. Что это за человек и какими качествами, по Вашему мнению, он должен обладать?
О. Н.: Продюсер - это элементарная частица шоу-бизнеса.
От него во многом зависит, как работают на артиста все остальные структуры.
Конечно же, он должен хорошо разбираться во всех фазах, во всех связях и во всех областях. Он должен организовать процесс так, чтобы артист не тратил себя на все эти беспорядочные связи.
Качества продюсера - это тема одной из моих лекций по "продвижению".
Прежде всего, это интуиция и умение "видеть невидимое" Продюсер должен уметь улавливать тенденции, понимать скрытые желания общества и овладевать его вниманием
Общество движется в какую-то сторону. И есть два пути Можно бежать за ним и клонировать успешные проекты. А можно забежать вперед, почувствовать и воплотить его скрытые желания. На лекциях я привожу в пример изобретение плейера.
Когда был придуман плейер, люди совершенно не догадывались, что это такое, какая это прелесть. Изобретатели объяснили: смотрите как хорошо! И общество с радостью его восприняло.
Концепция деятельности нашей компании - изобретение плейера, а не клонирование успеха! Мы никогда не будем делать клоны одного другого, третьего артиста. У нас все достаточно оригинально.
Когда продюсер решает взяться за какой-то проект, ему необходима абсолютная уверенность в правильности своего выбора. Если вас гложут сомнения, главный критерий - время. Нужно пожить с этим походить послушать, что подскажет сердце..."Никогда не вступайте в сражение, если не уверены, что победите!"
Продюсер должен обладать структурным мышлением. Мы живем в информационном обществе и испытываем колоссальные информационные перегрузки. Умение ориентироваться в этих потоках, отделять правильную информацию от ненужной совершенно необходимо.
Очень важное качество - коммуникативность. Нужно уметь найти правильный тон в общении с разными фигурами шоу-бизнеса. Потому что, скажем, типаж программного директора отличается от типажа лейбл-менеджера, продюсера записи, концертного директора, юриста и т.д. У них свои методы работы, даже свой сленг. И продюсер должен уметь общаться с ними. Как со слесарями автосервиса или строителями вы говорите на определенном языке, так и здесь. Только там это просто общение, а здесь - ваша работа Здесь вам нужно добиваться результата.
На лекциях я упоминаю "сталкинг". говорю про "искусство контролируемой тупости", которым владеют, например, колдуны. Они знают то, чего не знаем мы, но они живут среди нас, принимают те или иные обличия, соблюдают общепринятые законы и только в определенных случаях проявляют себя.
В этой ситуации шизофрения, например, - явное преимущество: чем больше в тебе типажей, тем лучше. Разные стороны характера получают возможность себя проявить в разных сообществах. И чтобы выжить в этой среде, нужно уметь поддерживайть, долгосрочные отношения
С артистом тоже нужно уметь правильно общаться. У него в процессе работы могут наступать моменты. Сначала ему кажется, что он никому не нужен, убедить его, что все будет хорошо.
Второй этап - когда артист добился успеха и его растаскивают по кускам. Он уже себе не принадлежит, у него деревенеют творческие мысли, он не может придумать песню. Мудрый продюсер заранее предугадывает это состояние, когда все еще хорошо, уже предупреждает: "Помяни мое слово -полгода с тобой произойдет то-то и то-то". И артист к этому готов и когда это действительно происходит, он воспринимает как должное.
На следующем' продюсер говорит: "Пройдет полгода, и ты меня спросишь: «Ты вообще Кто такой?» Артист. не верит: "Не может да ты самый важный человек в моей жизни!" Тем не менее время, и эта мысль закрадётся ему в голову. Но артист предупрежден, и эту мысль от себя гонит.
Это нужно знать и об этом, говорить. Далее Продюсер иметь склонность к инновации.
Я обычно привожу совет одного человека: "Не тратьте время на изучение рынка. Публика не осознает нынешних возможностей. Нам они ведомы".
Всегда нужно эти возможности искать и предлагать публике новое, о чем они не догадываются, - как с плейером.
Это дело фантазии.
В моей практике, например, есть ди-джеи Кругозоры. Это проект, где два старичка, которым под семьдесят крутят винил, танцуют и зажигают. Когда-то мы устраивали запись на «Мосфильме» под клип "Все не кончится старость" и их. Теперь о них сняли материалы почти все японские и европейские телеканалы, их выступления пользуются огромным успехом и очень хорошо оплачиваются, и вполне возможно, они попадут в Книгу рекордов Гиннеса как самые пожилые ди-джеи.
Это общество совершенно спокойно жило без этих ди-джеев, но мы их явили, они оказались очень востребованы. Тоже самое было и с "Машей и Медведями" и с Найком Борзовым, жил себе, играл в проекте "ХЗ", а мы сказали обществу: "Вот новый герой!" И общество поверило.
Продюсер не должен зацикливаться на какой-то одной модели бизнеса. Нужно постоянно меняться! И всегда параллельно со старым (старше трех лет) нужны несколько новых проектов...
Внутри компании независимый продюсер должен организовывать анализ рынка для успешной работы: рынок идей, рынок капитала, рынок талантов.
Проект может вырасти из идеи (как с Кругозорами) или из героя, к которому подводится идея (как Найк Борзов). Работоспособность - непременное условие для успешной дести. (не хотите работать на дядю 40 часов в неделю, вам придётся вкалывать 80 часов на себя".
Особенно подробно говорю о том, как важно правильное отношение к успеху и неудаче.
Черчилль говорил: "Успех никогда не бывает финалом!" Когда мы добиваемся успеха, это приводит к тому, что мы теперь должны всегда добиваться успеха! ! В то же время надо помнить, что успех -это главная причина неудачи.
Много лет успешной деятельности могут разрушить бизнес. Фанфары звучат, ваши акции падают.
Иногда нужно понимать, что чем больше ты потерпишь неудач, тем лучше. Потерпеть неудачу в начале жизни - это большое преимущество: набьешь себе шишек, зато многое поймешь.
К необходимым для продюсера качествам нужно отнести ответственность. Помимо всего перечисленного надо помнить, что основа отношений артист - продюсер - доверие и любовь!
Продюсер должен любить и понимать своего артиста, в противном случае кпд будет очень низким, и это будет просто каторжный для обоих.
Ш.- М.: Вот начинающий продюсер обнаружил или воспитал все эти необходимые качества, стал немного шизофреником немного параноиком, немного колдуном, полюбил своего артиста, уже создал продукт. Дальше этот продукт надо продвигать на рынке шоу-бизнеса, что в наше время непросто. Этому Вы и учите студентов..
О. Н.: Прежде всего, необходимо иметь представление о процессах, происходящих в обществе. Часть историков рассматривали историю человечества как историю информационного общества. Развитие его проходило не плавно, а скачкообразно, и каждый скачок происходил именно в то время, когда количество потребляемой информации увеличивалось в миллионы раз. Как только ввелась ась речь - первый скачок, изобрели письменность – второй. Сейчас живем при очередном скачке, который начался несколько лет назад. Меняются все законы, действительность сопротивляется и было бы неправильно пытаться загнать ее в старые рамки. Я ссылаюсь на книгу Александра Барда "Нетократия" и говорю о том, что мы живем уже не в капиталистическом, а в нетократическом обществе. В нем всего два класса нетократия, то есть сетевые сообщества (сетевые не от слова Интернет, а, скажем, клуб любителей бани или поли определенных клубов и т.д.), и консумериат - класс, который потребляет то, что ему навязывает реклама, телевидение и это и есть класс потребителей.
Деньги в нетократическом обществе не играют такой важной, как при капитализме. У нетократии свои ценности. Это более видно в западной Европе, менее - у нас. Наше общество еще не понимает, что богатство и счастье - это не синонимы.
Есть какой-то ограниченный список того, что можно купить за деньги: яхта, вилла, гоночная машина и т.д. Люди, которые чего-то достигли, накопили денег, почувствовали, что им становится скучновато. И им хочется окружить себя красивыми людьми, общаться с творческими личностями - это высший статус! И одна из задач продюсера эти две элиты свести и сделать их общение более счастливым.
Об этом тоже нужно помнить. Талант не должен идти за деньгами. В условиях нетократии деньги идут за талантом, а не наоборот.
Кроме того, важно понимать, что в условиях информационной насыщенности информационных перегрузок, миллиона происходящих событий самым ценным становится внимание! Если ты привлекаешь внимание - появляются и деньги, и все остальное. И прямая реклама во многих случаях становится неэффективной.
Я представляю внимание как функцию двух составляющих: по оси X - доверие (качество), по оси Y - узнаваемость.
Например, какой-нибудь гениальный монгольский музыкант, лучше всех в мире играющий на двухструнной балалайке, или джазовый суперпрофессиональный валторнист могут иметь максимум по шкале качества, но почти ноль по шкале узнаваемости, поэтому функция внимания стремительно приближается к нулю.
Обратный пример: пилоты «боинга», который врезался 11 сентября в небоскреб, имеют 100% по шкале узнаваемости, но по шкале доверия там ноль. И функция внимания тоже нулевая: никто не знает их имен!
И если исходить из того, что наше общество - нетократическое, мы получаем абсолютно четкие ответы на вопросы о том, как именно нужно продвигать ту или иную музыку. Это становится очевидным.
О. Н.: Для меня процесс продвижения - это прежде всего алгоритм. Алгоритм, в который можно включать какие-то новые условия и новые вводные, и все равно он будет работать.
Га«ему важен алгоритм? Потому что имеет значение, во-первых, порядок шагов, во-вторых, нужно понимать, что делать, если чего-то не произойдет, по какому пути надо двигаться дальше и т.д.
По существу, это та самая блок-схема, которую я рисовал еще будучи инженером электронщиком (блоки, альтернативы и т.д.). И в принципе всю работу продюсера можно дезинтегрировать до такого состояния, где принимать решения становится очень просто. На уровне "да-нет".
Ш.- М.: Как должен поступать наш продюсер, взявшись за проект? С чего надо начинать?
О. Н.: Все начинается с предварительного позиционирования: у тебя есть артист, ты в него уже поверил и должен как-то представить себе, чем он хорош и какой должна быть его аудитория. В этот момент мы можем только предполагать, доверять своим чувствам.
Дальше с артиста нужно "снять информацию".
Об артисте пока никто ничего не знает, даже мы не знаем, как его продвигать.
Он поступает в распоряжение сотрудника промо-отдела или нанятого очень опытного журналиста, который в течение трех-четырех часов пытается вытянуть из него все, что можно. Обо всем: о детстве, о юности, о том, как писал песни, о том, что его дедушка украл золото и скрылся в 34 году, о том, что его плащ брал Башлачев на московский «квартирник», о том, что на паспорте он сфотографирован в наушниках от плейера и т.д.
Все эти дурацкие на первый взгляд вещи, и весь этот обширный поток пишется на диктофон. Здесь очень многое зависит от опыта и умения того, кто снимает информацию, потому что артист очень неохотно с ней расстается. Ему кажется, что все это совершенно не важно и не существенно.
Потом все это расшифровывается, и следующий этап - мозговой штурм и определение опорных точек
В нем участвует сам артист, человек, который с него снимал информацию, продюсер, лейбл-менеджер, PR-директор - одним словом, круг причастных людей. Это живая дискуссия, обмен мнениями, и часто бывает, что во время этой дискуссии кое-что еще с артиста «снимается».
Таким образом определяются три-четыре опорные точки, может быть. пять. Они характерны только для этого артиста, они яркие, они понятные. А чем ярче мы напишем об артисте, тем проще будет наш путь.
Это то, на что мы будем опираться следующие полгода или год, когда будем продвигать артиста.
Но это еще не все.
Шоу-бизнес построен, конечно же, на контактах. У каждого есть какие-то знакомые.
И для каждого существует свой ресурс внимания. Например, я могу позвонить Эрнсту, скажем, раз в пять лет. И по очень важному поводу. И я знаю, что, если я позвоню, я буду выслушан. Кому-то можно позвонить три раза в год, кому-то - раз в неделю. Все это ранжировано. При этом каждый понимает свое место, каждый понимает свою ценность в глазах других. И этот свой ресурс я должен очень рационально использовать.
А для этого мне нужна "мантра" - я должен из этих опорных точек составить волшебное заклинание на 20-30 секунд, которое я в любом состоянии должен быть готов произнести. Скажем, на презентации я вижу фигуру, с которая созванивался бы месяца три. А тут мы идем навстречу друг другу с бокалами вина. И у меня есть полминуты на то, чтобы поздороваться и обменяться какими-то впечатлениями. И если я просто начну говорить о том, какой хороший у меня артист; то он от меня и уйдет к кому-то другому - я не достигну результата. А если я скажу эту волшебную «мантру», он, возможно, даже не поймет, но уже будет погружен...
И этой же «мантрой» должен пользоваться любой из тех, кто продвигает проект: лейбл-менеджер, сотрудники PR-отдела или агент, который будет говорить эти слова журналистам на первом этапе. Нет необходимости старательно описывать артиста и рекламировать его, достаточно иметь эту жесткую «мантру», которая часто повторяется. Если артиста характеризуешь разными словами и вразнобой, все умирает. Атак все собирается, и вокруг артиста образуется некое информационное поле.
Дальше необходимо составить план новостей.
Из всех наших опорных точек надо сгенерировать три-пять хороших новостей на будущее, (они будут использованы, когда развернется наша промо-кампания) и понять, в какой момент какую из них нужно запустить.
Информационные поводы - это богатство, которое мы должны копить.
Дальше нужно создать медийный профиль для нашего артиста.
Мы структурируем масс-медиа (мужские, женские, глянцевые ит.д.), расставляем их по значимости конкретно для нашего артиста. В результате мы четко знаем, какие издания нам нужны, и в каком порядке их нужно отрабатывать, и на кого больше свой ресурс тратить.
Конечно же, все они нуждаются в информации, наша задача проанализировать все тенденции журнала и точно понять, на каком этапе, в каком виде и в какой рубрике наш артист может появиться.
И только после этого мы можем начинать строить развернутый промо-план, в котором указываем приоритеты изданий, организуем это по времени и детально расписываем каждый шаг. План зависит от квалификации и фантазии его создателя, я студентам конкретных рецептов не даю.
К этому времени у нас, конечно, уже есть песня, выбранный нами сингл. Его нужно протестировать на радиостанциях, которые, по нашему мнению, основные для этого артиста. И у каждого продюсера есть личные отношения с ключевыми фигурами.
программными и музыкальными дир рами, и можно договориться предлоя послушать сингл, чтобы понять, под ли он для этой радиостанции.
Смотрим реакцию. Если отрицател - мы идем домой и выбираем следу сингл и т.д.
Если мы понимаем, что песня у нас не пойдет, наш алгоритм сразу же уходит …Это уже "категория В" - другой способ продвижения. Например, нишевое продвижение. Это основной способ продвижения артистов "Легких" (ни о какой ротации инструментальных композиций нечего и говорить) и частично для артистов "Ш2", которых трудно загнать в рамки формата.
Так вот, мы переходим на "категорию В” и начинаем отрабатывать толстые журналы, потому что толстые журналы, гламурные, тоже нуждаются в наполнении, но объекты массового вкуса им не нужны
Например. Алеша Пальцев (он же Алеша Мертвый) - герой «Кабаре Дидурова» 1990 года (а там были и Цой, и Троицкий, и Шендерович). И он - единственный, кого я знаю, кто сфотографирован на паспорте в наушниках от плейера и в кожаном плаще, который у него брал Башлачев. Этого хватает. Кого-то заинтересует Цой, кого-то Ди-дуров, кого-то наушники, кого-то Башлачев.
. Они пишут об изысканных вещах. Чем менее массовый, чем более нишевый, но яркий артист, тем больше у него шансов оказаться в таком издании.
Если же при помощи радио мы выбрали сингл, следующий этап -прийти на MTV опять же в каком-то неформальном ключе и спросить, стоит ли снимать на него клип. Если отношения неформальные можно заручиться поддержкой, что, будет хорошее видео, возможно ( вероятность 50x50), его поставят. Тем не менее вам могут сказать: "Даже не пытайтесь: это не наш артист!"
Конечно, как правило, ты сам часто понимаешь, но бывают такие пограничные ситуации, когда лучше посоветоваться.
Дальше начинаются поиски сценариста и режиссера, съемка видеоклипа. И вот несем готовый продукт на телевидение, либо они его ставят, алгоритм идет в одну сторону, если нет - в другую: мы ищем деньги в бюджете, чтобы проплатить эфиры. Составляем медиа-план по размещению! И несем его на центральное телевидение на региональные каналы и т.д.
Когда песня зазвучала - готовимся к старту. И незадолго до него делаем региональную рассылку на радиостанции. Сейчас это довольно просто: есть Pro-радио, есть мега-тал Топ-Хит.
И - на старт! На этапе максимального насыщения эфира вы должны выбрать время релиза.
В этот период плотность нашей информации должна быть максимальна. Используется все, что накопили, все наши договоренности и т.д. Все нужно подгонять под этот короткий промежуток времени. Обычно это недели две до релиза и примерно неделя после.
В этот период надо настолько насытить пространство, чтобы все начали думать, что без этого артиста жизнь будет бессмысленна!
Обязателен поиск информационных спонсоров, организация радийного на региональных станциях (хорошо бы заранее записанное обращение артиста к слушателям ) и т.д.
Определяемся с местом презентации попутно организуем сопутствующие концерты по клубам, чтобы как можно больше людей увидело твоего артиста на волне.
В этот момент пойдет максимальное количество и нужно этим пользоваться.
Особое внимание уделяется списку приглашённых на презентацию: приход или не тех или иных персонажей во многом может быть фатальным, ваш артист находится в своей среде, его выступление. Собственно говорю - потому, что в свое время Козырев пришёл на "Нож Для Фрау Мюллер", они зазвучали в эфире. Если бы он не пришел, этого не произошло бы!
По итогам мероприятия создать лист - кому из непришедших нужно выслать весь пакет материалов и кому нужно послать пластиночку, а лучше - пластиночку и какой-нибудь сувенир который бы как-то соотносился с этим артистом.
Разумеется, на этом работа не заканчивается, артиста нужно поддерживать и отслеживать пост-новости, работать дующим синглом, подводить итоги промо-отдела и т.д вот вкратце и все.
Ш. М.: Как неоднократно подчеркивали в разговоре, многое в шоу-бизнесе делается на личных контактах. А как быть будущим продюсерам, менеджерам у которых таких связей нет? Наверно студенты задают Вам этот вопрос?
О.Н.: Без этого никак нельзя. Нужно втираться в доверие правдами и неправдами. Если он учится в университете, там можно познакомиться с очень важными людьми, которые там преподают. По крайней мере визитка будет , и право на один звонок есть, пробивать обезличенно нельзя!
Ш.M.: Расскажите, пожалуйста, о продвижении различных проектов Ваших лейблов - "Снегири", “Лёгкие” и "Ш2".
О.H.: У нас есть проекты с большим бюджетом - тот же Найк Борзое, или Ундервуд, Лакмус. На этих проектах тратились большие деньги, клипы снимались и т.д. В основном эту продукцию можно соотнести с роком, и она издается на "Снегирях”.
Конечно, сражаться на поп-территории нам сложно. Мы никакой не холдинг, у нас нет медийных ресурсов, у нас нет нефтяных миллионов. Но в поп-областях тоже можно вести борьбу. Этим артистам жить нелегко, потому что еще песня не родилась у артиста, а под него уже ротацию забили.
Но если у тебя удивительная песня и удивительный артист, то, конечно же, на радиостанциях не дураки сидят, они прекрасно все понимают, тут они готовы подвинуться. Но! Твой артист должен быть на две головы выше конкурентов из этих музыкально-медийных холдингов.
Остальные наши лейблы - более нише-вые. Когда мы сделали «Легкие», а мы их сделали, когда к нам стала попадать эта волшебная чудесная электронная музыка, мы поняли, что музыка классная, но продвигать ее обычными методами нельзя, потому что клип на нее не снимешь, по радио она не зазвучит... А музыка классная!
Поэтому единственное, что нам оставалось сделать, это сказать всем, как это круто! Мы же эти вибрации получили! Теперь их должно было получить и общество.
И мы подключили к этому делу самых лучших на то время, с нашей точки зрения, артистов, объявили, что «Легкие» - это «счастливая музыка для счастливых людей», и добились своего.
На эту тему масс-медиа клюнули. Это явление обсмаковали, описали, и наши артисты стали очень модными и востребованными.
Там действительно совершенно другие процессы. Как правило, все фонограммы электронщики делают сами на своих домашних или каких-то других студиях, а мы получаем уже готовый материал фонограммы.
И наша задача, отработать максимально грамотно, чтобы донести этот проект до целевой аудитории. Любой бренд "прикармливает" своих потребителей, мы тоже прикармливаем своих. И определенная часть людей ждет каждого нового релиза.
Но помимо этого, конечно же, мы пытаемся вывести артистов из рамок просто нишевой музыки, чтобы они стали всеобщими героями, всеобщими любимцами.
В частности, это нам удалось с группой "Нож для Фрау Мюллер". Сугубо нишевый продукт превратился не побоюсь этого слова, в новую электронную "Руки вверх". Это был самый настоящий поп-продукт во времена их расцвета. И общество его с удовольствием проглотило,
То же самое, но только с небольшим налетом скандала у нас было и с "Ш2".
Когда мы сказали, что будем заниматься шансоном, все стали крутить пальцами у виска. Мы, чтобы как-то позиционировать свою нишу, назвали свой лейбл "Ш2" - как нечто отдельно стоящее, то ли левое, то ли правое крыло. •Альтернативный шансон, уличная музыка, современное кабаре» - вот как мы описали свою музыку.
К тому времени накапливалась усталость от пластмассового поп-рока, где было все меньше и меньше правды. Правда, она все равно рождается, в одном месте пропадает, в другом появляется. Она кочует из стиля в стиль.
В какой-то момент наметилась тенденция: в клубах стали появляться чУдные артисты, которые играли на непонятных инструментах, пели какие-то песни, совершенно не похожие на современные шлягеры. И песни пишутся этими артистами не для хит-парадов. Они, как это было до середины прошлого века, идут от сердца!
Это тоже нишевая музыка. Но если электроника передается из рук в руки или через сеть, то здесь, прежде всего, важно концертное пространство - клуб!
И процесс идет немного по-другому. Часть фонограмм артисты нам приносят в готовом виде, а часть пишутся "живьем" на нашей студии Pravda Pro. Как правило, бюджета на продюсирование этих проектов нет, и они записываются в свободном режиме.
Единственное исключение - это Хоронько-оркестр. Я был продюсером этой записи. Мы сделали запись по старой технологии 50-х и записывались в Третьей студии «Мосфильма»
Ш.- М.: Какова структура вашей компании, сколько в ней работает человек?
О. Н.: Генеральный директор, генеральный продюсер, управляющий, который больше занимается тактикой: текущими делами, нюансами и т.д., нежели стратегией.
Каждый лейбл имеет лейбл-менеджера, который в свободном режиме управляет своим подразделением. Есть промо-отдел: который продвигает, другой пишет. Есть отдел производства, отдел продажи, офис-менеджер, секретарь, сетевой аадминистратор, человек, который занимается нарезанием музыки, сканированием фотографий, поддерживает нашу компьютерную сеть... У нас есть отдел спецпроектов, мы делаем все для рекламщиков, связанных с музыкой: соеставляем премиум-сборники, очищаем треки, делаем продакшн любой музыки для их роликов и т.д. Отдел существует уже два года и, конечно же поддерживает нашу компанию.
Кроме того, есть собственная студия Pravda Pro.
Ш.- М.: Какова степень Вашего личного участия на каждом этапе работы с вашими артистами? Говоря о «мантре», Вы отметили, что очень важно, чтобы ваши люди говорили только то, что нужно и не говорили лишних слов. Как вы контролируете этот процесс?
О. Н.: Мое личное участие - в большей степени как продюмер, а в меньшей степени - как генеральный директор. То есть это продвижение артиста, его репертуар, разработка каких-то генеральных линий. И контролируется практически каждый шаг!
Ш.- М.: Как это вообще возможно при таком объеме работ?
О. Н.: Сложно, но возможно, потому что мы стараемся все структурировать. Составляется маркетинговый план по каждому проекту. То есть это тот же алгоритм, расписанный по времени. Он немного меняется от артиста к артисту и согласуется с другими проектами на лейбле и с другими проектами на других лейблах.
Важно, чтобы процессы, которые мы организуем, не на накладывались друг на друга, чтобы все работало ритмично, и каждый понимал в какой стадии он находится, что ему нужно отработать на этой неделе по этому проекту, по другому... И если ему не нужно писать десять пресс-релизов на одной неделе, то, даже если он ведет одновременно по несколько дел, он от одного немножко отдыхает, занимаясь другим.
Ш.- М.: Вот бы этому научиться! На самом деле таким спо можно организовать любую деяткльность. Надеемся, что наши читатели, а не только будущие продюсеры почерпнули много полезного из нашей беседы!
Журнал «Шоу-Мастер».
Материал: Анастасия Ягодина.