Интервью с Олегом Нестеровым

Статья журнала «ШОУ-МАСТЕР». Материал: Анастасия Ягодина.
Наш сегодняшний гость - Олег Нестеров, лидер группы "Мегаполис", музыкант, продюсер, издатель. Под его руководством работают три успешных лейбла -"Снегири", "Легкие*! и "Ш2",  А сам Олег с некоторых пор  стал преподавателем Государственного университета управления(специализация "Продюсирование и менеджмент в музыкальном шоу-бизнесе").

Ш. М.: В какой момент Вы поняли, что продюсирование - ваше?
Олег Нестеров: Я играл эту роль в нашем ансамбле. У нас не было ни продюсера, ни директора, и мне пришлось эту ношу взвалить на себя.
Я многим занимался - от пробивания клубов, от внедрения с образа "настоящего московского ансамбля" (эту "мантру" придумал я и об этом рассказываю на лекциях) до элементарного осмысления материала, который мы делали, в студии, каких-то манипуляций с ним.
"Мегаполис" - это своеобразная субстанция. Мы  издавали пластинки, а какие-то силы и какие-то продюсерские знания во мне накапливались...
По большому счету я начал перестраиваться на эту волну с 1988-го.
И вот в 1995 году на гастролях в Краснодаре на одной радио станции ко  мне подошла Маша Макарова, дала кассетку и сказала:  "Послушайте на досуге". У меня до сих пор хранится эта кассета.  И как только я в тот же вечер в плеер ее поставил, понял - это моя судьба! Этот проект мне нужно сделать, потому что в этом есть ПРАВДА! И моя жизнь, возможно, предназначена не только для  "Мегаполиса", но и для того, чтобы являть миру такие вот проекты, помогать им прорастать.
С этого момента я начал работать как свободный продюсер. В компаньоны я взял своего коллегу из "Мегаполиса" и друга Михаила Габолаева.
Есть много продюсерских тандемов. Мы с ним работаем по классической схеме левого и правого полушария. Он обычно занимается технической стороной дела. Во время студийной работы он всегда сидит за пультом, отвечает за запись и т.д.
Звукорежиссер сидит за пультом, а продюсер (так в мире сложилось) всегда немного сзади. Потому что восприятие меняетется. За всем процессом обязательно нужно наблюдать со стороны. Это как у художника: нарисует мазок - должен отойти посмотреть.
Такое наблюдение со стороны и какие-то штурманские обязанности - они на мне. А функции пилота - на Михаиле. Все эти процессы требуют достаточно глубокого погружения.
Я не могу делать некоторые вещи, которые может делать он, у него, вероятно, слабее получается что-то, что могу делать я.
Я предложил ему проект "Маша и Медведи" во время каникул "Мегаполиса". Мы погрузились в работу, а когда головы подняли прошел год и "Любочку" пела вся страна!
Так я стал продюсером.

Ш. М.: кого Вы. можете назвать своими учителями?
Олег Нестеров: Прежде всего это обладатель премии «Грэмми»,продюсер болгарского происхождения Владимир Иванов, который записывал  пластинку "Мегаполиса" в декабре 1993 года на пыле   Он тогда даже жил у меня, и мы практически были неразлучны. Разговаривали, работали в студии. И то, что я от него получил за эти короткие три недели, просто бесценно! Складывалось впечатление, что в студии он большую часть сидел в каком-то дремотном состоянии. Но в нужный момент он произносил несколько фраз, и вся работа волшебным образом организовывалась. Он мог абсолютно точно сказать, в какой  момент я должен пойти и записать вокал и на какую песню...
Весь  процесс он держал в руках, контролировал  энергию, которой пронизана работа в студии, - и направлял наши    действия очень точно.
Это был высший пилотаж, и я очень многое для себя понял
Ш. М.: Теперь Вы не только работаете, но и передаете свой  опыт сту,дентам на продюсерском факультете Университета. Учить других - в какой момент появилась эта потребность?  Раньше "шоу-бизнесу" у нас не учили? Пришло время?  
Олег Нестеров: Все это витало в воздухе. Когда ко мне обратились предложением читать лекции, я решил попробовать. Освоился, и все оказалось достаточно легко. У меня две темы: Организация промо-кампаний то есть продвижение артиста. Вторая тема - рекординг в студии. Это опыт, накопленный в течение 5 лет работы и 10 лет продюсирования. Секретов никаких для тех, кто к этой теме готов, я даю просто бесценную информацию!
Ш. М.:  Можно ли считать, что шоу-бизнес у нас сформировался и есть уже четкая программа, по которой можно учить, или все меняется?
О. Н.: Все меняется. Мы выпустили несколько групп, и судя по результатам все меняется в лучшую сторону. Знания становятся более структурированными. Конечно, в первую очередь это то, что мы как преподаватели совершенствуемся. Здесь все преподаватели - практики, и каждый достиг успеха по-своему.
Каждый из них имеет свой опыт, каждый работает в своей области, то, что применимо для поп-музыки, не очень подходит, имер, для хип-хопа или рока.
Ничего страшного, если отчасти одни и те же процессы будут трактоваться преподавателями по-разному. Преподаватель должен уметь объяснить свою позицию. А студент должен впитать первый  путь, и другой, и третий...
От группы к группе, естественно, лекции немного меняются. Кон­цепция остаётся, но время диктует новые условия, появляются но­вые возможности,  что даже в технологии записи за последние три-четыре акценты сдвинулись,
Процесс становления шоу-бизнеса продолжается - это точно. И много, где не достроено. Например, у нас пока еще не развита нишевая дистрибьюция.

Есть на Западе крупные дистрибьюторы, которые работают с мейджорами. Есть поменьше. Они заняли свои позиции на рынке, естественно лоокти раздвинули и никого не пускают. Но любая ни­ша там очень хорошо отрабатывается. Пять процентов этно-эле-троники имеет свои лейблы, своих артистов, свои передачи. И, конечно же, свою дистрибьюцию. То же самое с другими не мас­совыми направлениями
У нас этого практически нет. Если эта цепочка нарушена, тяже­ло работать и нишевым рекорд-структурам. Есть, конечно, у нас круп­ный лейбл - «Богемия», есть хип-хоп, есть еще что-то. Но их должно быть больше, и они должны охватывать все ниши и все потребительские слои.
Ш.- М.: Прежде чем мы станем говорить о продюсировании, давайте разберемся с терминологией. Кто такой продюсер, мене­джер, саунд-продюсер и т.д?. До сих пор эти понятия путаются. Как нынче учат?
О. Н.: Говорят, что продюсер - это человек, который отвечает "от и до" за весь процесс. А человек, который делает продукт в студии (в западном понимании - продюсер), у нас называется "са­унд-продюсер". Далее - тур-менеджерихд,- Эта уже как бы помощ­ники.
Хотя это, наверное, не совсем правильно. И некоторые киты на­зывают себя менеджерами или кем-то еще. а не продюсерами Путаница продолжается до сих пор.
Но меня ни с какой стороны не уколешь: я и артист, и издатель, и продюсер... Я и организовывал общий процесс продвижения, и делал «звезду», и продуцировал альбомы. Я, конечно, и шнуры раз­матывал в свое время, и пробивал клубные концерты то есть "мой путь в шоу-бизнесе" долог и интересен. Зато многому научился на собственном опыте, и мне легче объяснять студентам все эти про­цессы.
Ш.- М.: Итак, продюсер. Что это за человек и какими качест­вами, по Вашему мнению, он должен обладать?
 О. Н.: Продюсер - это элементарная частица шоу-бизнеса.
От него во многом зависит, как работают на артиста все осталь­ные структуры.
Конечно же, он должен хорошо разбираться во всех фазах, во всех связях и во всех областях. Он должен организовать процесс так, чтобы артист не тратил себя на все эти беспорядочные связи.
Качества продюсера - это тема одной из моих лекций по "про­движению".
Прежде всего, это интуиция и умение "видеть невидимое" Продюсер должен уметь улавливать тенденции, понимать скрытые желания общества и ов­ладевать его вниманием
Общество движется в какую-то сторону. И есть два пути Мож­но бежать за ним и клонировать успешные проекты. А можно за­бежать вперед, почувствовать и воплотить его скрытые желания. На лекциях я привожу в пример изобретение плейера.
Когда был придуман плейер, люди совершенно не догадыва­лись, что это такое, какая это прелесть. Изобретатели объяснили: смотрите как хорошо! И общество с радостью его восприняло.
Концепция деятельности нашей компании - изобретение плейера, а не клонирование успеха! Мы никогда не будем де­лать клоны одного другого, третьего артиста. У нас все достаточ­но оригинально.
Когда продюсер решает взяться за какой-то проект, ему необ­ходима абсолютная уверенность в правильности своего выбора. Ес­ли вас гложут сомнения, главный критерий - время. Нужно пожить с этим походить послушать, что подскажет сердце..."Никогда не вступайте в сражение, если не уверены, что победите!"
Продюсер должен обладать структурным мышлением. Мы жи­вем в информационном обществе и испытываем колоссальные информационные перегрузки. Умение ориентироваться в этих по­токах, отделять правильную информацию от ненужной совершен­но необходимо.
Очень важное качество - коммуникативность. Нужно уметь най­ти правильный тон в общении с разными фигурами шоу-бизнеса. Потому что, скажем, типаж программного директора отличается от типажа лейбл-менеджера, продюсера записи, концертного директора, юриста и т.д. У них свои методы работы, даже свой сленг. И продюсер должен уметь общаться с ними. Как со слесарями авто­сервиса или строителями вы говорите на определенном языке, так и здесь. Только там это просто общение, а здесь - ваша рабо­та Здесь вам нужно добиваться результата.
На лекциях я упоминаю "сталкинг". говорю про "искусство кон­тролируемой тупости", которым владеют, например, колдуны. Они знают то, чего не знаем мы, но они живут среди нас, принимают те или иные обличия, соблюдают общепринятые законы и только в определенных случаях проявляют себя.
В этой ситуации шизофрения, например, - явное преимущество: чем больше в тебе типажей, тем лучше. Разные стороны характера получают возможность себя проявить в разных сообществах. И чтобы выжить в этой среде, нужно уметь поддерживайть, долгосрочные отношения
С артистом тоже нужно уметь правильно общаться. У него в процессе работы могут наступать моменты.  Сначала ему кажется, что он никому не нужен, убедить его, что все будет хорошо.
Второй этап - когда артист добился успеха и его растаскивают по кускам. Он уже себе не принадлежит, у него деревенеют творческие мысли, он не может придумать песню.  Мудрый продюсер заранее предугадывает это состояние, когда все еще хорошо, уже предупреждает: "Помяни мое слово -полгода с тобой произойдет то-то и то-то". И артист к этому готов и когда это действительно происходит, он воспринимает как должное.
На следующем' продюсер говорит: "Пройдет полгода, и ты меня спросишь: «Ты вообще Кто такой?» Артист. не верит: "Не может да ты  самый важный человек в моей  жизни!" Тем не менее время, и эта мысль закрадётся ему в голову. Но артист предупрежден, и эту мысль от себя гонит.
Это нужно знать и об этом, говорить. Далее  Продюсер иметь склонность к инновации.
Я обычно привожу совет  одного человека:  "Не тратьте время на изучение рынка. Публика не осознает нынешних возможностей. Нам они ведомы".
Всегда нужно эти возможности искать и предлагать публике новое, о чем они не догадываются, - как с плейером.
Это дело фантазии.
В моей практике, например, есть ди-джеи Кругозоры. Это проект, где два старичка, которым под семьдесят  крутят винил, танцуют и зажигают. Когда-то мы устраивали   запись на «Мосфильме» под клип "Все не кончится старость" и их. Теперь о них сняли материалы почти все японские и европейские телеканалы, их выступления пользуются огромным успехом и очень хорошо оплачиваются, и вполне возможно, они попадут в Книгу рекордов Гиннеса как самые пожилые ди-джеи.
Это общество совершенно спокойно жило без этих ди-джеев, но мы их явили, они оказались очень востребованы. Тоже самое было и с "Машей и Медведями" и с Найком Борзовым,  жил себе, играл в проекте "ХЗ", а мы  сказали обществу: "Вот новый герой!" И общество поверило.
Продюсер не должен зацикливаться на какой-то одн­ой модели бизнеса. Нужно постоянно меняться! И всегда параллельно со старым (старше трех лет) нужны несколько новых проектов...
Внутри компании независимый продюсер должен организовывать анализ рынка для успешной работы: рынок идей, рынок капитала, рынок  талантов.
Проект может вырасти из идеи (как с Кругозорами) или из героя, к которому подводится идея (как Найк Борзов). Работоспособность - непременное условие для успешной де­сти. (не хотите работать на дядю 40 часов в неделю, вам придётся вкалывать 80 часов на себя".
Особенно подробно говорю о том, как важно правильное отношение к успеху и неудаче.
Черчилль говорил: "Успех никогда не бывает финалом!" Когда мы добиваемся успеха, это приводит к тому, что мы теперь должны всегда добиваться успеха! ! В  то же время надо помнить, что успех -это главная причина неудачи.
Много лет успешной деятельности могут разрушить бизнес. Фанфары  звучат, ваши акции падают.
Иногда нужно понимать, что чем больше ты потерпишь неудач, тем лучше. Потерпеть неудачу в начале жизни - это большое преимущество: набьешь себе шишек, зато многое поймешь. 
К необходимым для продюсера качествам нужно отнести  ответственность. Помимо всего перечисленного надо помнить, что основа отношений артист - продюсер - доверие и любовь!
Продюсер должен любить и понимать своего артиста, в противном случае кпд будет очень низким, и это будет просто каторжный для обоих.
Ш.- М.:  Вот начинающий продюсер обнаружил или воспитал все эти необходимые качества, стал немного шизофреником немного параноиком, немного колдуном, полюбил своего артиста, уже создал продукт. Дальше этот продукт надо продвигать на рынке шоу-бизнеса, что в наше время непросто. Этому Вы и  учите студентов..
О. Н.: Прежде всего, необходимо иметь представление о процессах, происходящих в обществе. Часть историков рассматривали  историю человечества как историю информационного общества. Развитие его проходило не плавно, а скачкообразно, и каждый скачок происходил именно в то время, когда количество потребляемой информации увеличивалось в миллионы раз. Как только ввелась ась речь - первый скачок, изобрели письменность – второй.  Сейчас живем при очередном скачке, который начался несколько лет назад. Меняются все законы, действительность сопротивляется и было бы неправильно пытаться загнать ее в старые рамки. Я ссылаюсь на книгу Александра Барда "Нетократия" и говорю о том, что мы живем уже не в капиталистическом, а в нетократическом обществе. В нем всего два класса нетократия, то есть сетевые сообщества (сетевые не от слова Интернет,  а, скажем, клуб любителей бани или по­ли определенных клубов и т.д.), и консумериат - класс, который потребляет то, что ему навязывает реклама, телевидение и  это и есть класс потребителей.
Деньги в нетократическом обществе не играют такой важной, как при капитализме. У нетократии свои ценности. Это более видно в западной Европе, менее - у нас. Наше общество еще не понимает, что богатство и счастье - это не синонимы.

Есть какой-то ограниченный список того, что можно купить за день­ги: яхта, вилла, гоночная машина и т.д. Люди, которые чего-то до­стигли, накопили денег, почувствовали, что им становится скучновато. И им хочется окружить себя красивыми людьми, общать­ся с творческими личностями - это высший статус! И одна из за­дач продюсера эти две элиты свести и сделать их общение более счастливым.
Об этом тоже нужно помнить. Талант не должен идти за деньга­ми. В условиях нетократии деньги идут за талантом, а не на­оборот.
Кроме того, важно понимать, что в условиях информационной насыщенности информационных перегрузок, миллиона происхо­дящих событий самым ценным становится внимание! Если ты при­влекаешь внимание - появляются и деньги, и все остальное. И прямая реклама во многих случаях становится неэффективной.
Я представляю внимание как функцию двух составляющих: по оси X - доверие (качество), по оси Y - узнаваемость.
Например, какой-нибудь гениальный монгольский музыкант, луч­ше всех в мире играющий на двухструнной балалайке, или джазо­вый суперпрофессиональный валторнист могут иметь максимум по шкале качества, но почти ноль по шкале узнаваемости, поэтому функ­ция внимания стремительно приближается к нулю.
Обратный пример: пилоты «боинга», который врезался 11 сен­тября в небоскреб, имеют 100% по шкале узнаваемости, но по шкале доверия там ноль. И функция внимания тоже нулевая: никто не знает их имен!
       И если исходить из того, что наше общество - нетократическое, мы получаем абсолютно четкие ответы на вопросы о том, как именно нужно продвигать ту или иную музыку. Это становится оче­видным.
О. Н.: Для меня процесс продвижения - это прежде всего ал­горитм. Алгоритм, в который можно включать какие-то новые ус­ловия и новые вводные, и все равно он будет работать.
Га«ему важен алгоритм? Потому что имеет значение, во-пер­вых, порядок шагов, во-вторых, нужно понимать, что делать, если чего-то не произойдет, по какому пути надо двигаться дальше и т.д.
По существу, это та самая блок-схема, которую я рисовал еще будучи инженером электронщиком (блоки, альтернативы и т.д.). И в принципе всю работу продюсера можно дезинтегрировать до та­кого состояния, где принимать решения становится очень просто. На уровне "да-нет".
Ш.- М.: Как должен поступать наш продюсер, взявшись за проект? С чего надо начинать?
О. Н.: Все начинается с предварительного позиционирования: у тебя есть артист, ты в него уже поверил и должен как-то предста­вить себе, чем он хорош и какой должна быть его аудитория. В этот момент мы можем только предполагать, доверять своим чувствам.
Дальше с артиста нужно "снять информацию".
Об артисте пока никто ничего не знает, даже мы не знаем, как его продвигать.

Он поступает в распоряжение сотрудника промо-отдела или на­нятого очень опытного журналиста, который в течение трех-четырех часов пытается вытянуть из него все, что можно. Обо всем: о детстве, о юности, о том, как писал песни, о том, что его дедушка украл золото и скрылся в 34 году, о том, что его плащ брал Башлачев на московский «квартирник», о том, что на паспорте он сфото­графирован в наушниках от плейера и т.д.
Все эти дурацкие на первый взгляд вещи, и весь этот обшир­ный поток пишется на диктофон. Здесь очень многое зависит от опы­та и умения того, кто снимает информацию, потому что артист очень неохотно с ней расстается. Ему кажется, что все это совер­шенно не важно и не существенно.
Потом все это расшифровывается, и следующий этап - моз­говой штурм и определение опорных точек
В нем участвует сам артист, человек, который с него снимал информацию, про­дюсер, лейбл-менеджер, PR-директор - од­ним словом, круг причастных людей. Это живая дискуссия, обмен мнениями, и час­то бывает, что во время этой дискуссии кое-что еще с артиста «снимается».
Таким образом определяются три-че­тыре опорные точки, может быть. пять. Они характерны только для этого артиста, они яркие, они понятные. А чем ярче мы напи­шем об артисте, тем проще будет наш путь.
Это то, на что мы будем опираться сле­дующие полгода или год, когда будем про­двигать артиста.

Но это еще не все.
Шоу-бизнес построен, конечно же, на контактах. У каждого есть какие-то знако­мые.
И для каждого существует свой ресурс внимания. Например, я могу позвонить Эрн­сту, скажем, раз в пять лет. И по очень важ­ному поводу. И я знаю, что, если я позвоню, я буду выслушан. Кому-то можно позвонить три раза в год, кому-то - раз в неделю. Все это ранжировано. При этом каждый понима­ет свое место, каждый понимает свою цен­ность в глазах других. И этот свой ресурс я должен очень рационально использовать.
А для этого мне нужна "мантра" - я дол­жен из этих опорных точек составить вол­шебное заклинание на 20-30 секунд, которое я в любом состоянии должен быть готов произнести. Скажем, на презентации я ви­жу фигуру, с которая созванивался бы ме­сяца три. А тут мы идем навстречу друг другу с бокалами вина. И у меня есть полминуты на то, чтобы поздороваться и обменяться ка­кими-то впечатлениями. И если я просто начну говорить о том, какой хороший у ме­ня артист; то он  от меня и уйдет к кому-то другому - я не достигну результа­та. А если я скажу эту волшебную «мантру», он, возможно, даже не поймет, но уже будет погружен...
И этой же «мантрой» должен пользо­ваться любой из тех, кто продвигает про­ект: лейбл-менеджер, сотрудники PR-отдела или агент, который будет говорить эти сло­ва журналистам на первом этапе. Нет необ­ходимости старательно описывать артиста и рекламировать его, достаточно иметь эту жесткую «мантру», которая часто повторя­ется. Если артиста характеризуешь разны­ми словами и вразнобой, все умирает. Атак все собирается, и вокруг артиста образует­ся некое информационное поле.
Дальше необходимо составить план но­востей.
Из всех наших опорных точек надо сге­нерировать три-пять хороших новостей на будущее, (они будут использованы, когда развернется наша промо-кампания) и по­нять,  в какой момент какую из них нужно за­пустить.
Информационные поводы - это бо­гатство, которое мы должны копить.
Дальше нужно создать медийный про­филь для нашего артиста.
Мы структурируем масс-медиа (муж­ские, женские, глянцевые ит.д.), расставля­ем их по значимости конкретно для нашего артиста. В результате мы четко знаем, какие издания нам нужны, и в каком порядке их нужно отрабатывать, и на кого больше свой ресурс тратить.
Конечно же, все они нуждаются в ин­формации, наша задача проанализировать все тенденции журнала и точно понять, на ка­ком этапе, в каком виде и в какой рубрике наш артист может появиться.
И только после этого мы можем начинать строить развернутый промо-план, в ко­тором указываем приоритеты изданий, организуем это по времени и детально рас­писываем каждый шаг. План зависит от ква­лификации и фантазии его создателя, я студентам конкретных рецептов не даю.
К этому времени у нас, конечно, уже есть песня, выбранный нами сингл. Его нужно протестировать на радиостанциях, кото­рые, по нашему мнению, основные для это­го артиста. И у каждого продюсера есть личные отношения с ключевыми фигурами.
программными и музыкальными дир рами, и можно договориться предлоя послушать сингл, чтобы понять, под ли он для этой радиостанции.
Смотрим реакцию. Если отрицател - мы идем домой и выбираем следу сингл и т.д.
Если мы понимаем, что песня у нас не  пойдет, наш алгоритм сразу же уходит …Это уже "категория В" - другой способ продвижения. Например, нишевое продвижение. Это основной способ продвижения артистов "Легких" (ни о какой ротации инструментальных композиций нечего и говорить) и частично для артистов "Ш2", которых трудно загнать в рамки формата.
Так вот, мы переходим на "категорию В” и начинаем отрабатывать толстые журналы, потому что толстые журналы,  гламурные, тоже нуждаются в наполнении, но объекты массового вкуса им не нужны
Например. Алеша Пальцев (он же Але­ша Мертвый) - герой «Кабаре Дидурова» 1990 года (а там были и Цой, и Троицкий, и Шендерович). И он - единственный, кого я знаю, кто сфотографирован на паспорте в наушниках от плейера и в кожаном плаще, который у него брал Башлачев. Этого хва­тает. Кого-то заинтересует Цой, кого-то Ди-дуров, кого-то наушники, кого-то Башлачев.
. Они пишут об изысканных вещах. Чем менее массовый, чем более нишевый, но яркий артист, тем больше у него шансов оказаться в таком издании.
Если же при помощи радио мы выбрали сингл, следующий этап -прийти на MTV опять же в каком-то неформальном ключе и спросить, стоит ли снимать на  него клип. Если отношения неформальные можно заручиться поддержкой, что, будет хорошее видео, возможно ( вероятность 50x50), его поставят. Тем не  менее вам могут сказать: "Даже не пытайтесь: это не наш артист!"
Конечно, как правило, ты сам часто понимаешь, но бывают такие пограничные ситуации, когда лучше посоветоваться.
Дальше начинаются поиски сценариста и режиссера, съемка видеоклипа. И вот  несем готовый продукт на телевидение, либо они его ставят, алгоритм идет в одну сторону, если нет - в другую: мы ищем деньги в бюджете, чтобы проплатить эфиры. Составляем медиа-план по размещению! И несем его на центральное телевидение на региональные каналы и т.д.
Когда песня зазвучала - готовимся к старту. И незадолго до него делаем региональную рассылку на радиостанции. Сейчас это довольно просто: есть Pro-радио, есть мега-тал Топ-Хит.
И - на старт! На этапе максимального насыщения эфира вы должны выбрать время релиза.
В этот период плотность нашей информации должна быть максимальна. Используется все, что накопили, все наши договоренности и т.д. Все нужно подгонять под этот короткий промежуток времени. Обычно это недели две до релиза и примерно неделя после.
В этот период надо настолько насы­тить пространство, чтобы все начали думать, что без этого артиста жизнь будет бессмысленна!
Обязателен поиск информационных спонсоров, организация радийного на региональных станциях (хорошо бы  заранее записанное обращение артиста к слушателям ) и т.д.
Определяемся с местом презентации попутно организуем сопутствующие концерты по клубам, чтобы как можно больше людей увидело твоего артиста на волне.
 В этот момент пойдет максимальное количество и нужно этим пользоваться.
Особое внимание уделяется списку приглашённых на презентацию: приход или не тех или иных персонажей во многом может быть фатальным, ваш артист находится в своей среде, его выступление. Собственно говорю - потому, что в свое время Козырев пришёл на "Нож Для Фрау Мюллер", они зазвучали в эфире. Если бы он не пришел, этого не произошло бы!
По итогам мероприятия создать лист - кому из непришедших нужно выслать весь пакет материалов и кому  нужно послать пластиночку, а лучше  - пластиночку и какой-нибудь сувенир который бы как-то соотносился с этим артистом.
Разумеется, на этом работа не заканчивается, артиста нужно поддерживать и отслеживать пост-новости, работать дующим синглом, подводить итоги промо-отдела и т.д вот вкратце и все.
Ш. М.: Как неоднократно подчеркивали в разговоре, многое в шоу-бизнесе делается на личных контактах. А как быть  будущим продюсерам, менедже­рам у которых таких связей нет? Наверно студенты задают Вам этот вопрос?
О.Н.: Без этого никак нельзя. Нужно  втираться в доверие правдами и неправдами. Если он учится в университете, там можно познакомиться с очень  важными людьми, которые там преподают. По крайней мере визитка будет , и право на один звонок есть, пробивать обезличенно нельзя!
Ш.M.: Расскажите, пожалуйста, о продвижении различных проектов Ваших лейблов - "Снегири", “Лёгкие” и "Ш2".
О.H.: У нас есть проекты с большим бюджетом - тот же Найк Борзое, или Ундервуд, Лакмус. На этих проектах тратились большие деньги, клипы снимались и т.д. В основном эту продукцию можно соотнести с роком, и она издается на "Снегирях”.
Конечно, сражаться на поп-территории нам сложно. Мы никакой не холдинг, у нас нет медийных ресурсов, у нас нет нефтяных миллионов. Но в поп-областях тоже можно вести борьбу. Этим артистам жить нелегко, потому что еще песня не родилась у арти­ста, а под него уже ротацию забили.
Но если у тебя удивительная песня и удивительный артист, то, конечно же, на радиостанциях не дураки сидят, они пре­красно все понимают, тут они готовы по­двинуться. Но! Твой артист должен быть на две головы выше конкурентов из этих музы­кально-медийных холдингов.
Остальные наши лейблы - более нише-вые. Когда мы сделали «Легкие», а мы их сделали, когда к нам стала попадать эта волшебная чудесная электронная музыка, мы поняли, что музыка классная, но про­двигать ее обычными методами нельзя, по­тому что клип на нее не снимешь, по радио она не зазвучит... А музыка классная!
Поэтому единственное, что нам оста­валось сделать, это сказать всем, как это круто! Мы же эти вибрации получили! Теперь их должно было получить и общество.
И мы подключили к этому делу самых лучших на то время, с на­шей точки зрения, артистов, объявили, что «Легкие» - это «счастли­вая музыка для счастливых людей», и добились своего.
На эту тему масс-медиа клюнули. Это явление обсмаковали, опи­сали, и наши артисты стали очень модными и востребованными.
Там действительно совершенно другие процессы. Как правило, все фонограммы электронщики делают сами на своих домашних или каких-то других студиях, а мы получаем уже готовый материал фоно­граммы.
И наша задача, отработать максимально грамотно, чтобы доне­сти этот проект до целевой аудитории. Любой бренд "прикармлива­ет" своих потребителей, мы тоже прикармливаем своих. И определенная часть людей ждет каждого нового релиза.

Но помимо этого, конечно же, мы пытаемся вывести артистов из рамок просто нишевой музыки, чтобы они стали всеобщими героя­ми, всеобщими любимцами.

В частности, это нам удалось с группой "Нож для Фрау Мюллер". Сугубо нишевый продукт превратился не побоюсь этого слова, в но­вую электронную "Руки вверх". Это был самый настоящий поп-про­дукт во времена их расцвета. И общество его с удовольствием проглотило,
То же самое, но только с небольшим налетом скандала у нас бы­ло и с "Ш2".
Когда мы сказали, что будем заниматься шансоном, все стали кру­тить пальцами у виска. Мы, чтобы как-то позиционировать свою ни­шу, назвали свой лейбл "Ш2" - как нечто отдельно стоящее, то ли левое, то ли правое крыло. •Альтернативный шансон, уличная музыка, совре­менное кабаре» - вот как мы описали свою музыку.
К тому времени накапливалась усталость от пластмассового поп-рока, где было все меньше и меньше правды. Правда, она все равно рождается, в одном месте пропадает, в другом появляется. Она ко­чует из стиля в стиль.
В какой-то момент наметилась тенденция: в клубах стали появ­ляться чУдные артисты, которые играли на непонятных инструментах, пели какие-то песни, совершенно не похожие на современные шля­геры. И песни пишутся этими артистами не для хит-парадов. Они, как это было до середины прошлого века, идут от сердца!
Это тоже нишевая музыка. Но если электроника передается из рук в руки или через сеть, то здесь, прежде всего, важно концертное про­странство - клуб!

И процесс идет немного по-другому. Часть фонограмм артисты нам приносят в готовом виде, а часть пишутся "живьем" на нашей сту­дии Pravda Pro. Как правило, бюджета на продюсирование этих про­ектов нет, и они записываются в свободном режиме.

Единственное исключение - это Хоронько-оркестр. Я был продюсером этой записи. Мы сделали запись по старой технологии 50-х и записывались в Третьей студии «Мосфильма»
Ш.- М.: Какова структура вашей компании, сколько в ней работает человек?
О. Н.: Генеральный директор, генеральный продюсер, управляющий, который больше занимается тактикой: текущими делами, нюансами и т.д., нежели стратегией.
Каждый лейбл имеет лейбл-менеджера, который в свободном режиме управляет своим подразделением. Есть промо-отдел: который продвигает, другой пишет. Есть отдел производства, отдел продажи, офис-менеджер, секретарь, сетевой аадминистратор, человек,  который  занимается нарезанием музыки, сканированием фотографий, поддерживает нашу компьютерную сеть... У нас есть отдел спецпроектов, мы  делаем все для рекламщиков, связанных с музыкой: соеставляем премиум-сборники, очищаем треки, делаем продакшн любой музыки для их роликов и т.д. Отдел существует уже два года и, конечно же поддерживает нашу компанию.
Кроме того, есть собственная студия Pravda Pro.
Ш.- М.: Какова степень Вашего личного участия на каждом этапе работы с вашими артистами? Говоря о «мантре», Вы отметили,  что очень важно, чтобы ваши люди говорили только то, что нужно и не говорили лишних слов. Как вы контролируете этот процесс?
О. Н.: Мое личное участие - в большей степени как продюмер, а в меньшей степени - как генеральный директор. То есть это продвижение артиста, его репертуар, разработка каких-то генеральных линий. И контролируется практически каждый шаг!
Ш.- М.: Как это вообще возможно при таком объеме работ?
О. Н.: Сложно, но возможно, потому что мы стараемся все структурировать. Составляется маркетинговый план по каждому проекту. То есть это тот же алгоритм, расписанный по времени. Он немного меняется от артиста к артисту и согласуется с другими проектами на лейбле и с другими проектами на других лейблах.
Важно, чтобы процессы, которые мы организуем, не на накладывались друг на друга, чтобы все работало ритмично, и каждый понимал в какой стадии он находится, что ему нужно отработать на этой неделе по этому проекту, по другому... И если ему не нужно писать десять пресс-релизов на одной неделе, то, даже если он ведет одновременно по несколько дел, он от одного немножко отдыхает, занимаясь другим.
Ш.- М.: Вот бы этому научиться! На самом деле таким спо можно организовать  любую деяткльность. Надеемся, что наши читатели, а не только будущие продюсеры почерпнули много полезного из нашей беседы!


Журнал «Шоу-Мастер».
Материал: Анастасия Ягодина.















 

Последние комментарии

Авторизация

УралРок (www.uralrock.ru)
© 2005-2019. Все права защищены.
Лицензионное соглашение

Yandex.Metrica