Рок культура на Урале

Статья написана В.В. Ведерниковым в 2003 году.....
Начиная с 80-х годов ХХ века Екатеринбург заслуженно считается 3-й столицей российского рока и занимает, пожалуй, первое место среди городов страны по количеству рок звезд «на душу населения». «Наутилус Помпилиус», «Чайф», «Агата Кристи», «Настя», «Чичерина», «Смысловые галлюцинации» и другие рок-группы известны миллионам жителей нашей страны. Эти коллективы создавались, развивались и достигали успеха непосредственно в Екатеринбурге. Уровень подготовки уральских музыкантов не уступает Москве и Питеру, поэтому многие из них работают в самых известных группах страны.

Рок культура на Урале.

Статья написана В.В. Ведерниковым в 2003 году.....

I.                    Феномен свердловского рока.

            Начиная с 80-х годов ХХ века Екатеринбург заслуженно считается 3-й столицей российского рока и занимает, пожалуй, первое место среди городов страны по количеству рок звезд «на душу населения». «Наутилус Помпилиус», «Чайф», «Агата Кристи», «Настя», «Чичерина», «Смысловые галлюцинации» и другие рок-группы известны миллионам жителей нашей страны. Эти коллективы создавались, развивались и достигали успеха непосредственно в Екатеринбурге. Уровень подготовки уральских музыкантов не уступает Москве и Питеру, поэтому многие из них работают в самых известных группах страны.
            Главная особенность свердловского рока – это своеобразие, мастерство и искренность. Именно рок нашел на Урале благодатную почву для своего развития и процветания. Нельзя не отметить, что в других стилях современной популярной музыки Урал не имеет таких показателей. Рок-музыка прославила наш город и сегодня является визитной карточкой Екатеринбурга.
            Уральцы любят свердловский рок и гордятся нашими талантами. Ни один общегородской праздник не обходится без рок-концертов, которые собирают многотысячные аудитории. Каждый год в столице Урала создаются десятки новых молодежных рок-групп, которые стремятся к самовыражению и успеху.
            К сожалению, большинство уральских коллективов, достигнув российской известности, перебираются из Екатеринбурга в Москву или Питер, центры российского шоу-бизнеса. Таким образом, Урал является кузницей Российского рока и поставщиком звезд для центра. В настоящее время в Екатеринбурге постоянно проживают только два звездных коллектива: «Чайф» и «Смысловые галлюцинации».

II.                 Краткая история свердловского рока.

«Железный занавес» не смог воспрепятствовать проникновению в СССР мировой молодежной культуры. Принцип запретного плода только усиливал желание творческой молодежи Урала идти в ногу со временем. В Свердловске – крупном культурном центре с мощными музыкальными традициями и широкой сетью учебных заведений появление рок культуры было закономерным явлением. Вслед за джазом молодежь потянулась к року и уже в 60-е годы прошлого века в Свердловске начали действовать первые рок-группы. В 70-е годы эта тенденция усилилась и окрепла. Рок-группы создавались на базе крупнейших вузов города: УрГУ, УПИ, Архитектурного и Лесотехнического институтов. Важное значение в эволюции уральского рока имеет создание И. Скрипкарем группы «Слепой музыкант» (1974г). Позже к ней присоединился Александр Пантыкин  (ныне известный композитор и «Дедушка уральского рока»). Уже в то время наши коллективы пытались заявить о себе в масштабах страны (группы «Студия АрхИ» и «Сонанс» в 1976-1977 годах стали лауреатами фестивалей в Риге).
            Начало 80-х годов было ознаменовано появлением двух легендарных коллективов «Урфин Джюс» и «Трек» (в  результате  распада группы «Сонанс»). Их магнитные альбомы переписывались и распространялись по всей стране «из рук   в  руки»  и  имели  много  поклонников  в  разных   городах.          В 80-е годы Свердловск был в авангарде рок-движения страны и считался городом прогрессивной молодежной культуры.
            Однако, позиция партии и Правительства не сочеталась с позицией прогрессивной части молодежи. Советских идеологов беспокоило нарастание рок-движения в стране. Они усматривали в этой «контркультуре» опасность для «морального облика советского человека». С 1982 по 1986 годы в стране проводилась «антироковая компания», которая сопровождалась гонениями на рок-музыкантов и запретами на рок концерты. В этот период Свердловский рок находился в подполье, но продолжал развиваться. Удавалось даже организовывать полуподпольные концерты, например, в ДК МЖК («Чайф», Настя Полева  и «Наутилус Помпилиус», 1985 год). В результате запретов власти потеряли из виду рок-культуру, но продолжали ощущать ее наличие. В этой связи была применена другая тактика: разрешить молодежи играть рок, но подконтрольно. Для этого в самых «опасных очагах контркультуры» (Москве, Ленинграде, Свердловске, Новосибирске, Киеве) были разрешены и созданы рок-клубы под патронажем местных властей и комсомола.
Период СРК в уральском рок движении.
Свердловский рок клуб (СРК) был создан в 1986 г. при ДК им. Свердлова (ныне – ДК УВД). Одновременно с этим в Свердловске была установлена цензура для рок-авторов, которые не являлись членами Союза писателей или композиторов. Официальными органами проводилась так называемая «литовка» всех исполняемых публично произведений. Несмотря на эти ограничения, условия для развития и распространения рок-музыки на Урале существенно улучшились. В рок клубе стали проводиться регулярные рок-лаборатории и фестивали, резко возросло количество вновь создаваемых групп. 
            Первый фестиваль СРК прошел в июне 1986 года. Участвовало 20 коллективов, лидеры – «Наутилус Помпилиус», «Чайф», «Трек». Публика впервые увидела целый ряд интересных «подпольных» групп, которые ранее не имели возможности выступать на официальных концертах. Одной из таких была группа «Сфинкс», с названием которой связана дальнейшая судьба уральского рок-движения.
            Выход из подполья свердловских рок-групп был немедленно подхвачен единственным тогда местным телеканалом СГТРК и в 1987 году состоялся первый на Урале телеконцерт «Время и мы» с участием местных рок-групп «Сфинкс» и «Каталог». Мероприятие проходило  в цирке, а видеозапись «живого звука» транслировалась на всю Свердловскую область.
Фестивали СРК проходили ежегодно. Последний IV фестиваль состоялся в 1989 году. Эти фестивали положили начало популярности «Наутилуса Помпилиуса», «Чайфа», «Агаты Кристи», «Насти», «Апрельского марша» и других коллективов. Вместе с этим рос авторитет СРК, бессменным президентом которого являлся Николай Грахов. Примечательно, что именно в Свердловске состоялся Всесоюзный семинар представителей рок клубов крупных регионов страны, на котором был принят Устав и Манифест Всесоюзной федерации рок клубов.
В конце 80-х годов наступил общий кризис русского рока, который отчасти был связан с появлением новых направлений популярной музыки. Развал СССР и общий социально-экономический кризис в стране привел к сокращению финансирования социальной сферы и культуры. Кроме того, перестал функционировать ВЛКСМ. Все это негативно отразилось на бюджете СРК и энтузиазме его руководителей.
К началу 90-х годов СРК практически свернул свою деятельность. Штаб свердловского рока закрылся, но рок-движение продолжалось. Власти перестали обращать внимание на рок культуру: не запрещали и не помогали. В этот период свердловские рок-группы «варились в собственном соку» и «находились в свободном полете». Концерты и фестивали местных рок-групп не проводились. Такое раздробленное и обезглавленное состояние уральского рок-движения продолжалось более трех лет (примерно, с 1990 до 1993 года). К тому времени из всех свердловских коллективов выделились лишь несколько групп, которые пробились в профессионалы: «Наутилус Помпилиус», «Чайф», «Агата Кристи», и «Настя». Они стали рок-звездами российского масштаба и в большинстве своем покинули Свердловск. Другие коллективы (Апрельский марш, Макс Ильин, Сфинкс, Смысловые галлюцинации) продолжали работать на достижение цели. Но основная часть коллективов того времени прекратила свое существование. Причины тому были разные: кто-то осознал свою неконкурентоспособность, кто-то отчаялся бороться за «место под солнцем», кто-то не смог продержаться в новых условиях рынка. Однако, общей причиной был кризис культуры и пессимизм, связанный с увяданием СРК, отсутствием очага и штаба рок-культуры.
«Сфинксовский» период уральского рока.
            Очень показательным примером в этом плане является судьба группы «Сфинкс», которая выпустила магнитный альбом и виниловую пластинку, сняла три клипа на центральном телевидении, показалась в самых рейтинговых телепрограммах того времени («Взгляд», «До 16-ти и старше», «Рок-урок»), звучала по российскому радио, имела постоянного спонсора. Однако, внутренние и внешние проблемы того времени привели к распаду данного коллектива в 1991 году.
            К счастью, этот факт имел и положительное значение: группа использовала свой опыт и потенциал для создания Рок-центра «Сфинкс». Главной задачей Центра было создание условий для реанимации и дальнейшего развития уральского рока.
Рассчитывать на помощь властей не приходилось, поэтому новый рок клуб создавался за счет средств частного бизнеса (В.А. Городилов, кооператив «Бриз»), энтузиазма музыкантов группы «Сфинкс» и некоторых сотрудников телекомпании «4 канал».
В 1992 году Рок-центр «Сфинкс» начал проводить пробные концерты, а в 1993 году начал официально работать в помещении студенческого клуба техникума транспортного строительства на ул. Первомайской. Рок движение в Екатеринбурге оживилось. Резко увеличилось количество вновь создаваемых коллективов. «Сфинкс» сохранил основные принципы работы СРК и добавил новые формы. Помимо ежегодных фестивалей «Уралрок» в центре проводились регулярные концерты (рок-лаборатории) начинающих коллективов. Кроме того, «Сфинкс» начал выполнять роль ночного клуба и рок-дискотеки. Долгожданное появление в Екатеринбурге Рок-центра всколыхнуло широкие слои творческой молодежи города и Свердловской области. Большой интерес к этому явлению проявили СМИ, количество которых в 90-е годы многократно увеличилось. Важнейшую роль в освещении деятельности Рок-центра в тот момент сыграла телекомпания  4-й канал.
 Социально значимая деятельность Рок-центра была одобрена и поддержана администрацией г. Екатеринбурга и правительством Свердловской области. В 1997 году Рок-центр «Сфинкс» стал муниципальным учреждением, единственным рок-центром в стране, финансируемым из городского бюджета. В этом же году на базе Рок-центра была создана Молодежная региональная общественная организация «Уралрок», которая занимается вопросами рок-культуры в масштабах Свердловской области и УрФО. ОО «Уралрок» активно сотрудничает с Департаментом по делам молодежи Свердловской области и получает оттуда финансовую помощь.
Конгломерат - МУ «Рок-центр «Сфинкс»» и ОО «Уралрок» представляют собой единый штаб уральского рока, своего рода городское и областное управление рок-культуры, которое работает в этой сфере более 10 лет, обладает  самой большой информацией о  молодежных рок-группах Урала и опытом работы с ними. Эта организация уже 10 лет проводит самый крупный на Урале фестиваль-конкурс среди начинающих рок-групп. Ежегодно в конкурсе участвуют около 100 коллективов Уральского региона. Каждый фестиваль длится не менее полугода и сопровождается множеством рок-лабораторий, учебных концертов и рецензий специалистов.
Также как СРК в конце 80-х годов, «Сфинкс» в 90-е был главным и единственным центром рок-культуры в Екатеринбурге (другие рок-клубы стали появляться только с 1998 года). Деятельность «Сфинкса» в  этот период  позволила усилить потенциал свердловского рока, создать в Екатеринбурге атмосферу соревнования и творчества в этом виде искусства. В этот период количество зарегистрированных рок-коллективов увеличилось в несколько раз по сравнению с периодом СРК. Все это привело к появлению в конце 90-х годов новых рок-звезд российского масштаба («Смысловые галлюцинации», «Чичерина») и целого ряда популярных коллективов «Сансара», «Сахара», «Бабье лето», «Банга банга», «Блюз докторз», «Корпорация V”, «Москва Луна» и многих других.
В настоящее время Рок-центр «Сфинкс» обустраивается на новом месте: администрация города выделила ему отдельное здание. После реконструкции здания «Сфинкс» продолжит свою деятельность по проведению публичных концертов и рок-лабораторий. Сейчас «Рок-центр «Сфинкс» занимается проведением фестиваля «Уралрок2003» (отборочный тур) и предоставляет репетиционную базу для самодеятельных рок-групп.
          Адрес: Красных командиров, 14,
E-mail: org@uralrock.ru,
www. uralrock.ru.
тел: 334-12-54       директор Владимир Ведерников

Рок клубы г. Екатеринбурга
1.       Свердловский рок клуб (1986 – 1990 гг.)
2.       Рок-центр «Сфинкс» (с 1993 г.)
3.       1 января 1988 года на ул. Июльская  открылся рок клуб «J-22», который был базой групп «Смысловые галлюцинации», «Чичерина», «Броуновское движение». Клуб ориентировался на современные стили рок-музыки, но закрылся уже в 1989 году по экономическим причинам.
4.       В 1998 году в клубе фабрики «Уралобувь» открылся клуб «Фауст», ориентированный на тяжелый рок. Работает по сей день, нерегулярно и с переменным успехом.
В настоящее время (2003 год) наблюдается тенденция проникновения рок-музыки в нерок-н-ролльные клубы города. Ряд клубов начали включать в свою программу выступления «живых» рок-коллективов. Кроме того, некоторые Дома культуры стали, время от времени, устраивать у себя различные рок-мероприятия. Это говорит об усилении популярности и значимости рок-музыки в Екатеринбурге. К сожалению, официальная культура на Урале до сих пор игнорирует рок-культуру и старается уклониться от финансирования этого истинно народного творче ства .

Фестивали рок-музыки в Екатеринбурге:
1.       Фестиваль-конкурс «Уралрок». Проводится ежегодно с 1994 года.
2.       Фестиваль «Начало» (УрГАПС). Проводится ежегодно с 1995 года.
3.       Фестиваль «Весна УПИ». Проводится
4.       Фестиваль «Запой, УПИ». Проводится с 2000 года.
5.       Рок-фестиваль УрГУ. Проводится ежегодно с 2002 года.
6.       Фестиваль Пединститута. Проводится ежегодно с 2002 года.
7.       «Студенческая весна». (Включает в себя направление: рок-музыка.)
8.       «Старый новый рок». Проводится с 2002 года. Новый многообещающий фестиваль. Планируется ежегодное проведение.
Главная идея: привлечение и объединение в одном концерте старых звезд СРК и новых перспективных групп. Фестиваль не ставит перед собой задачи охватить, отсмотреть, оценить и отрецензировать все молодежные группы. На концерты допускаются только коллективы, имеющие достаточный опыт и некоторую известность, т.е. лауреаты выше перечисленных фестивалей. «Старый новый рок» имеет большое значение для популяризации и продвижения молодежных коллективов – его участников за счет приглашения на фестиваль влиятельных персон.

При составлении данного материала использовались некоторые факты и даты из книги Михаила Орлова «Свердловский рок: памятник мифу».
Екатеринбург. Издательский дом «Пакрус». 2000 г.


                                                                                                   Владимир Ведерников

Комментарии  

0 #4 Guest 29.12.2018 22:35
А "ПреисподняR"?
Цитировать
0 #3 СерёгаКузя 08.10.2011 11:49
Куда исчезло в Екатеринбурге РОК РАДИО?
Цитировать
0 #2 Шнуревич 27.06.2011 06:01
да тут про многих не указано, 8) много команд было клёвых, ВВС-бэнд, Синдром,... а про ЧАДО как можно было забыть? Ээээ, - право слово - \"ведро\"...
Цитировать
0 #1 Рем 10.03.2011 23:47
а почему нет упоминаний о рок группе\"аспект\ " с которой начинал мистер кредо?
Цитировать
 

Последние комментарии

Авторизация

УралРок (www.uralrock.ru)
© 2005-2019. Все права защищены.
Лицензионное соглашение

Yandex.Metrica